🧾 Декларация по НДС на УСН: налоговики напомнили, что освобождение от штрафа действует только для первой декларации и не отменяет обязанности ее сдать
В целях адаптации бизнеса к новым правилам Правительством РФ введен мораторий на применение штрафных санкций за непредставление в срок первой декларации по НДС (ст. 23 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Однако налоговики подчеркивают, что эта преференция разовая и действует только в отношении первой декларации за любой из кварталов 2026 года, в котором налогоплательщик впервые стал исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС.
При этом мораторий на штраф не освобождает бизнес от обязанности подачи декларации и своевременной уплаты налога. За несвоевременную уплату НДС начисляются пени. За нарушение сроков сдачи декларации за последующие кварталы предусмотрены штрафы по статье 119 НК РФ.
Например, если упрощенец впервые начал исчислять НДС во 2 квартале 2026 года, его не оштрафуют за просрочку декларации за 2 квартал, но за 3 квартал и последующие периоды штраф уже будет применен.
Напоминать об этом инспекторов заставляет неутешительная статистика по итогам отчетов по НДС за 2 квартал 2026 года. Очень много упрощенцев, которые перешли порог доходов в 20 млн рублей в течение первой половины 2026 года (ФНС видит это, например, по оборотам через ККТ) и не сдали за соответствующий период декларации по НДС.
От Пульса бухгалтера добавим, что помимо сдачи декларации, новым плательщикам НДС необходимо помнить о сроках его уплаты. НДС уплачивается равными долями в течение трех месяцев до 28-го числа каждого месяца, следующего за истекшим кварталом.
Пульс бухгалтера
В целях адаптации бизнеса к новым правилам Правительством РФ введен мораторий на применение штрафных санкций за непредставление в срок первой декларации по НДС (ст. 23 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Однако налоговики подчеркивают, что эта преференция разовая и действует только в отношении первой декларации за любой из кварталов 2026 года, в котором налогоплательщик впервые стал исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС.
При этом мораторий на штраф не освобождает бизнес от обязанности подачи декларации и своевременной уплаты налога. За несвоевременную уплату НДС начисляются пени. За нарушение сроков сдачи декларации за последующие кварталы предусмотрены штрафы по статье 119 НК РФ.
Например, если упрощенец впервые начал исчислять НДС во 2 квартале 2026 года, его не оштрафуют за просрочку декларации за 2 квартал, но за 3 квартал и последующие периоды штраф уже будет применен.
Напоминать об этом инспекторов заставляет неутешительная статистика по итогам отчетов по НДС за 2 квартал 2026 года. Очень много упрощенцев, которые перешли порог доходов в 20 млн рублей в течение первой половины 2026 года (ФНС видит это, например, по оборотам через ККТ) и не сдали за соответствующий период декларации по НДС.
От Пульса бухгалтера добавим, что помимо сдачи декларации, новым плательщикам НДС необходимо помнить о сроках его уплаты. НДС уплачивается равными долями в течение трех месяцев до 28-го числа каждого месяца, следующего за истекшим кварталом.
Пульс бухгалтера