📄 ЭТрН обязательна не всегда: когда транспортную накладную можно оформить на бумаге
С 1 сентября 2026 года транспортная накладная при автомобильной перевозке по общему правилу формируется в электронном виде.
❗️Но есть исключения.
Транспортную накладную можно оформить на бумаге, если:
1. 🪖 Перевозятся грузы военного назначения, а грузоотправителем или грузополучателем выступает Минобороны России.
2. 🌍 Грузоотправителем или грузополучателем является иностранное юридическое лицо, сведения о котором не включены в государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
3. 🚛 Выполняется каботажная автомобильная перевозка иностранным перевозчиком, зарегистрированным в одном из государств — членов ЕАЭС.
4. 👤 Перевозка оказывается физическому лицу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
5. ⚠️ Возник технический сбой, из-за которого участник не может направить электронный документ в ГИС ЭПД. Важный момент: речь идет не о любом «у нас программа не работает», а о сбое, который должен быть зафиксирован ГосСОПКА.
6. 📵 Отсутствует доступ к сети Интернет, в том числе на территориях и в населенных пунктах, где такой доступ объективно не обеспечен.
7. 🔄 Грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо.
8. 💎 Перевозятся драгоценные металлы и драгоценные камни.
Но перечень уже расширяют.
Предусмотрена также при перевозках:
✅ грузов по территориям, где введен режим повышенной готовности или ЧС, чрезвычайное или военное положение, режим контртеррористической операции;
✅ специальных грузов;
✅ периодических печатных изданий;
✅ продукции военного и двойного назначения в рамках внешнеторговой деятельности.
Кроме того, исключение по грузам военного назначения расширяется: на бумаге документы смогут оформляться, когда грузоотправителем или грузополучателем выступают не только Минобороны, но также МВД, Росгвардия, ФСБ, МЧС, СВР и ФСО.
‼️Обратите внимание: приказ № 391 уже зарегистрирован Минтрансом России 4 сентября 2026 года, но на 10 сентября 2026 года еще не вступил в силу.
Поэтому пока при принятии решения об оформлении ТН на бумаге необходимо ориентироваться на действующую редакцию приказа № 262.
И еще один важный нюанс: исключение означает, что законодательство разрешает бумажную форму в конкретной ситуации. Это не повод автоматически переводить на бумагу все перевозки компании.
📌 Сохраните этот пост — перечень исключений стоит держать под рукой тем, кто работает с перевозками и ЭПД.
С 1 сентября 2026 года транспортная накладная при автомобильной перевозке по общему правилу формируется в электронном виде.
❗️Но есть исключения.
Транспортную накладную можно оформить на бумаге, если:
1. 🪖 Перевозятся грузы военного назначения, а грузоотправителем или грузополучателем выступает Минобороны России.
2. 🌍 Грузоотправителем или грузополучателем является иностранное юридическое лицо, сведения о котором не включены в государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
3. 🚛 Выполняется каботажная автомобильная перевозка иностранным перевозчиком, зарегистрированным в одном из государств — членов ЕАЭС.
4. 👤 Перевозка оказывается физическому лицу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
5. ⚠️ Возник технический сбой, из-за которого участник не может направить электронный документ в ГИС ЭПД. Важный момент: речь идет не о любом «у нас программа не работает», а о сбое, который должен быть зафиксирован ГосСОПКА.
6. 📵 Отсутствует доступ к сети Интернет, в том числе на территориях и в населенных пунктах, где такой доступ объективно не обеспечен.
7. 🔄 Грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо.
8. 💎 Перевозятся драгоценные металлы и драгоценные камни.
Но перечень уже расширяют.
Предусмотрена также при перевозках:
✅ грузов по территориям, где введен режим повышенной готовности или ЧС, чрезвычайное или военное положение, режим контртеррористической операции;
✅ специальных грузов;
✅ периодических печатных изданий;
✅ продукции военного и двойного назначения в рамках внешнеторговой деятельности.
Кроме того, исключение по грузам военного назначения расширяется: на бумаге документы смогут оформляться, когда грузоотправителем или грузополучателем выступают не только Минобороны, но также МВД, Росгвардия, ФСБ, МЧС, СВР и ФСО.
‼️Обратите внимание: приказ № 391 уже зарегистрирован Минтрансом России 4 сентября 2026 года, но на 10 сентября 2026 года еще не вступил в силу.
Поэтому пока при принятии решения об оформлении ТН на бумаге необходимо ориентироваться на действующую редакцию приказа № 262.
И еще один важный нюанс: исключение означает, что законодательство разрешает бумажную форму в конкретной ситуации. Это не повод автоматически переводить на бумагу все перевозки компании.
📌 Сохраните этот пост — перечень исключений стоит держать под рукой тем, кто работает с перевозками и ЭПД.