О некоторых изменениях в законодательстве, вступивших в силу с 1 октября 2026 года, рассказываем в нашем проекте #ПОЗНАВАЙ
С 1 октября 2026 года вступил в силу ряд законодательных изменений, затрагивающих деятельность цифровых платформ, налогообложение, обязательную маркировку товаров, условия предоставления семейной ипотеки и оплату коммунальных услуг.
📌 Закон о платформенной экономике
Вступили в силу положения Федерального закона № 289-ФЗ, регулирующие деятельность посреднических цифровых платформ — маркетплейсов, агрегаторов услуг, сервисов доставки и других подобных площадок.
Основные изменения:
заключение платформами с партнерами электронных договоров без возможности одностороннего изменения их условий;
запрет на навязывание продавцам скидок без их согласия;
обязательная проверка контрагентов с использованием государственных информационных ресурсов и реестров;
ежемесячное предоставление в налоговые органы структурированной информации о продавцах, включая ИНН, объем продаж и сведения о произведенных выплатах;
установление административной ответственности за нарушение требований законодательства (ст. 14.69 КоАП РФ).
📌 Новый порядок исчисления НДС по длящимся договорам
Федеральным законом № 293-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Если после заключения договора в связи с изменением законодательства у продавца возникает обязанность по уплате НДС, при этом:
цена договора сторонами не изменялась;
договором не предусмотрен порядок действий при изменении налогового законодательства;
покупатель не имеет возможности принять сумму НДС к вычету,
налог исчисляется продавцом расчетным методом исходя из уже согласованной цены договора.
При этом счет-фактура не выставляется.
📌 Расширение обязательной маркировки товаров
С 1 октября 2026 года для производителей и импортеров отдельных хозяйственных, санитарно-гигиенических изделий и туалетных принадлежностей введена обязанность наносить средства идентификации в информационной системе «Честный знак».
Маркировке подлежат, в частности, отдельные виды:
туалетной бумаги;
бумажных платков и салфеток;
ваты;
расчесок;
маникюрных наборов и других товаров.
Оборот немаркированных остатков товаров, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2026 года, допускается до 30 сентября 2027 года.
📌 Изменение условий программы «Семейная ипотека»
Утверждены новые правила предоставления льготных ипотечных кредитов в рамках программы «Семейная ипотека».
Размер и условия льготного кредита теперь будут зависеть от количества детей в семье и региона проживания.
Кроме того, максимальный срок предоставления льготной ипотеки ограничен 15 годами.
📌 Изменение тарифов на коммунальные услуги
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 3413-р с 1 октября 2026 года в регионах установлены новые размеры изменения платы за коммунальные услуги.
Для отдельных муниципальных образований также определены предельно допустимые отклонения от установленных в регионе значений.
С 1 октября 2026 года вступил в силу ряд законодательных изменений, затрагивающих деятельность цифровых платформ, налогообложение, обязательную маркировку товаров, условия предоставления семейной ипотеки и оплату коммунальных услуг.
📌 Закон о платформенной экономике
Вступили в силу положения Федерального закона № 289-ФЗ, регулирующие деятельность посреднических цифровых платформ — маркетплейсов, агрегаторов услуг, сервисов доставки и других подобных площадок.
Основные изменения:
заключение платформами с партнерами электронных договоров без возможности одностороннего изменения их условий;
запрет на навязывание продавцам скидок без их согласия;
обязательная проверка контрагентов с использованием государственных информационных ресурсов и реестров;
ежемесячное предоставление в налоговые органы структурированной информации о продавцах, включая ИНН, объем продаж и сведения о произведенных выплатах;
установление административной ответственности за нарушение требований законодательства (ст. 14.69 КоАП РФ).
📌 Новый порядок исчисления НДС по длящимся договорам
Федеральным законом № 293-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Если после заключения договора в связи с изменением законодательства у продавца возникает обязанность по уплате НДС, при этом:
цена договора сторонами не изменялась;
договором не предусмотрен порядок действий при изменении налогового законодательства;
покупатель не имеет возможности принять сумму НДС к вычету,
налог исчисляется продавцом расчетным методом исходя из уже согласованной цены договора.
При этом счет-фактура не выставляется.
📌 Расширение обязательной маркировки товаров
С 1 октября 2026 года для производителей и импортеров отдельных хозяйственных, санитарно-гигиенических изделий и туалетных принадлежностей введена обязанность наносить средства идентификации в информационной системе «Честный знак».
Маркировке подлежат, в частности, отдельные виды:
туалетной бумаги;
бумажных платков и салфеток;
ваты;
расчесок;
маникюрных наборов и других товаров.
Оборот немаркированных остатков товаров, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2026 года, допускается до 30 сентября 2027 года.
📌 Изменение условий программы «Семейная ипотека»
Утверждены новые правила предоставления льготных ипотечных кредитов в рамках программы «Семейная ипотека».
Размер и условия льготного кредита теперь будут зависеть от количества детей в семье и региона проживания.
Кроме того, максимальный срок предоставления льготной ипотеки ограничен 15 годами.
📌 Изменение тарифов на коммунальные услуги
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 3413-р с 1 октября 2026 года в регионах установлены новые размеры изменения платы за коммунальные услуги.
Для отдельных муниципальных образований также определены предельно допустимые отклонения от установленных в регионе значений.