Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2026 № 48-П сформулирована правовая позиция по вопросу о праве налогоплательщика оспаривать архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости в рамках ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
⚖️Что решил суд?
Конституционный Суд РФ признал ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке неконституционной в той мере, в какой из неё может следовать лишение добросовестного налогоплательщика возможности оспорить архивную кадастровую стоимость, которая является налоговой базой по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В чём была проблема❓
Конституционным Судом РФ было установлено, что закрепленный в ст. 22.1 шестимесячный срок не может быть признан разумным и адекватным, поскольку физические лица получают сведения о размере своих налоговых обязательств, по общему правилу, из налогового уведомления, которое направляется более чем через год после опубликования результатов оценки. То есть о размере налога, исчисленного от кадастровой стоимости, ставшей архивной, физическое лицо в отдельных случаях может узнать тогда, когда возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости по ст. 22.1 уже утрачена.
📃Почему это важно?
Законодательство РФ признаёт приоритет рыночной стоимости над кадастровой для целей налогообложения. Налогоплательщик должен иметь закреплённую на законодательном уровне возможность требовать установления кадастровой стоимости в размере рыночной — и эта возможность должна сохраняться в течение срока, достаточного для добросовестного и осмотрительного лица, чтобы обратиться с заявлением.
⚖️Что решил суд?
Конституционный Суд РФ признал ст. 22.1 Закона о кадастровой оценке неконституционной в той мере, в какой из неё может следовать лишение добросовестного налогоплательщика возможности оспорить архивную кадастровую стоимость, которая является налоговой базой по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В чём была проблема❓
Конституционным Судом РФ было установлено, что закрепленный в ст. 22.1 шестимесячный срок не может быть признан разумным и адекватным, поскольку физические лица получают сведения о размере своих налоговых обязательств, по общему правилу, из налогового уведомления, которое направляется более чем через год после опубликования результатов оценки. То есть о размере налога, исчисленного от кадастровой стоимости, ставшей архивной, физическое лицо в отдельных случаях может узнать тогда, когда возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости по ст. 22.1 уже утрачена.
📃Почему это важно?
Законодательство РФ признаёт приоритет рыночной стоимости над кадастровой для целей налогообложения. Налогоплательщик должен иметь закреплённую на законодательном уровне возможность требовать установления кадастровой стоимости в размере рыночной — и эта возможность должна сохраняться в течение срока, достаточного для добросовестного и осмотрительного лица, чтобы обратиться с заявлением.