Нередко в сделках с недвижимостью продавцам приходится потом отбиваться от претензий налоговой службы, которая требует доплатить НДФЛ с дохода, полученного в результате продажи объекта.
Квартиры с «детскими» долями, выделенными по правилам программы материнского капитала — этот тот случай, когда вероятность получить требование от ФНС очень высока.
Продавцу здесь важно доказать, что на дату заключения сделки уже истек минимальный срок владения квартирой.
В связи с этим — полезное разъяснение о Верховного суда РФ:
- действия собственника по выделению (регистрации) долей в праве собственности на жилье, приобретенное с использованием средств маткапитала, не являются сделкой, направленной на приобретение или отчуждение имущества.
Право собственности детей на эти доли не зависит от таких действий — соответственно, минимальный срок следует отсчитывать не с момента регистрации доли ребенка, а с даты, когда квартиру приобрели в собственность родители ребенка (п. 20 Тематического обзора Верховного Суда РФ № 3/ 2026, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 25.03.2026 № 4А/ 2026).
Опираясь на эту позицию, суды теперь отменяют доначисления НДФЛ, выставленные ФНС продавцам квартир, продавшим их вскоре после выделения детям долей.
Квартиры с «детскими» долями, выделенными по правилам программы материнского капитала — этот тот случай, когда вероятность получить требование от ФНС очень высока.
Продавцу здесь важно доказать, что на дату заключения сделки уже истек минимальный срок владения квартирой.
В связи с этим — полезное разъяснение о Верховного суда РФ:
- действия собственника по выделению (регистрации) долей в праве собственности на жилье, приобретенное с использованием средств маткапитала, не являются сделкой, направленной на приобретение или отчуждение имущества.
Право собственности детей на эти доли не зависит от таких действий — соответственно, минимальный срок следует отсчитывать не с момента регистрации доли ребенка, а с даты, когда квартиру приобрели в собственность родители ребенка (п. 20 Тематического обзора Верховного Суда РФ № 3/ 2026, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 25.03.2026 № 4А/ 2026).
Опираясь на эту позицию, суды теперь отменяют доначисления НДФЛ, выставленные ФНС продавцам квартир, продавшим их вскоре после выделения детям долей.