Налог на имущество: ФНС собрала свежую практику КС РФ и ВС РФ
ФНС России письмом от 03.09.2026 № БС-36-21/7738@ направила обзор судебной практики по отдельным спорам в сфере налогообложения имущества за январь–август 2026 года.
На что стоит обратить внимание?
🔹 Архивная кадастровая стоимость
КС РФ признал проблему с ситуацией, когда физическое лицо фактически узнает о налоговых последствиях кадастровой стоимости уже после того, как стандартные сроки ее оспаривания истекли.
До внесения изменений в законодательство КС РФ допустил возможность оспаривать архивную кадастровую стоимость в течение года с момента, когда налогоплательщику стало или должно было стать известно о налоговых последствиях ее применения.
При этом пересмотр может затрагивать периоды в пределах трех лет, предшествующих году обращения.
🔹 Налог на имущество организаций и остаточная стоимость основных средств
ВС РФ поддержал подход, согласно которому нельзя механически пересчитывать накопленную амортизацию за весь период эксплуатации объекта после изменения его первоначальной стоимости в результате модернизации, реконструкции и переоценки.
Расчет должен учитывать этапы капитализации затрат на модернизацию, реконструкцию и переоценку.
Ошибочный расчет может привести к занижению остаточной стоимости основных средств и, соответственно, налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Также рекомендуем обратить внимание на второй эпизод этого дела - определение ликвидационной стоимости объектов. Налогоплательщиком почти по всем объектам ЛС была равна 0.
Для бизнеса это повод проверить:
— правильно ли определяется кадастровая стоимость объектов;
— есть ли основания для применения налоговых льгот;
— корректно ли рассчитывается налоговая база по недвижимости и земельным участкам;
— как сформирована остаточная стоимость основных средств после модернизации и реконструкции;
— нет ли переплаты или, наоборот, риска доначислений по имущественным налогам.
Основание: Письмо Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2026 г. № БС-36-21/7738@
ФНС России письмом от 03.09.2026 № БС-36-21/7738@ направила обзор судебной практики по отдельным спорам в сфере налогообложения имущества за январь–август 2026 года.
На что стоит обратить внимание?
🔹 Архивная кадастровая стоимость
КС РФ признал проблему с ситуацией, когда физическое лицо фактически узнает о налоговых последствиях кадастровой стоимости уже после того, как стандартные сроки ее оспаривания истекли.
До внесения изменений в законодательство КС РФ допустил возможность оспаривать архивную кадастровую стоимость в течение года с момента, когда налогоплательщику стало или должно было стать известно о налоговых последствиях ее применения.
При этом пересмотр может затрагивать периоды в пределах трех лет, предшествующих году обращения.
🔹 Налог на имущество организаций и остаточная стоимость основных средств
ВС РФ поддержал подход, согласно которому нельзя механически пересчитывать накопленную амортизацию за весь период эксплуатации объекта после изменения его первоначальной стоимости в результате модернизации, реконструкции и переоценки.
Расчет должен учитывать этапы капитализации затрат на модернизацию, реконструкцию и переоценку.
Ошибочный расчет может привести к занижению остаточной стоимости основных средств и, соответственно, налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Также рекомендуем обратить внимание на второй эпизод этого дела - определение ликвидационной стоимости объектов. Налогоплательщиком почти по всем объектам ЛС была равна 0.
В ходе экспертизы экспертами проанализирована следующая информация об объектах оценки: количественных и качественных характеристик объектов исследования; местоположении объектов, рынке объектов исследования, экономических последствиях эпидемии коронавируса в России, социально-экономической ситуации в Волгоградской области, сегменте рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, географических границ сегмента рынка объекта оценки. Проведен анализ рынков производственно-складской недвижимости, офисно-торговой недвижимости, нефтесервисного оборудования.
В заключении экспертов определена рыночная стоимость объектов исследования с учетом если бы объект имущества (основное средство) уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.
Данный подход признан судом правомерным, поскольку ликвидационная стоимость является расчетной величиной.
Для бизнеса это повод проверить:
— правильно ли определяется кадастровая стоимость объектов;
— есть ли основания для применения налоговых льгот;
— корректно ли рассчитывается налоговая база по недвижимости и земельным участкам;
— как сформирована остаточная стоимость основных средств после модернизации и реконструкции;
— нет ли переплаты или, наоборот, риска доначислений по имущественным налогам.
Основание: Письмо Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2026 г. № БС-36-21/7738@