Новые правила применения смягчающих обстоятельств при налоговых нарушениях
С 1 сентября 2026 года действует обновленный порядок применения смягчающих обстоятельств при привлечении к ответственности за налоговые правонарушения. Изменения внесены Федеральным законом № 425-ФЗ в статью 114 НК РФ.
Теперь установлены четкие пределы снижения штрафа: при наличии смягчающих обстоятельств санкцию могут уменьшить не менее чем в 2 раза, но не более чем в 10 раз от изначально установленного значения.
Что ФНС будет считать смягчающими обстоятельствами?
🔻 незначительная просрочка подачи документов до 10 рабочих дней - для отдельных деклараций и до 3 рабочих дней - для документов по требованиям;
🔻 непредставление не более 10% от общего объема истребованных документов;
🔻 ошибка в расчете налоговой базы, если ее размер не превышает 10% от суммы налога и 5 млн рублей, если отсутствовал умысел;
🔻 неверное толкование норм законодательства либо наличие противоречивой судебной практики по вопросу;
🔻 добровольное устранение нарушения, в т.ч. самостоятельное выявление ошибок и подача уточненной декларации до того, как нарушение выявила налоговая;
🔻 погашение суммы недоимки и пеней до вынесения итогового решения по проверке;
🔻 тяжелое финансовое или имущественное положение налогоплательщика;
🔻 социальная значимость деятельности и добросовестное поведение (например, благотворительность, отсутствие налоговых нарушений в течение предыдущих 12 месяцев).
Наличие смягчающего обстоятельства не означает автоматического максимального снижения штрафа - значение имеют конкретные обстоятельства дела и их документальное подтверждение.
С 1 сентября 2026 года действует обновленный порядок применения смягчающих обстоятельств при привлечении к ответственности за налоговые правонарушения. Изменения внесены Федеральным законом № 425-ФЗ в статью 114 НК РФ.
Теперь установлены четкие пределы снижения штрафа: при наличии смягчающих обстоятельств санкцию могут уменьшить не менее чем в 2 раза, но не более чем в 10 раз от изначально установленного значения.
Что ФНС будет считать смягчающими обстоятельствами?
🔻 незначительная просрочка подачи документов до 10 рабочих дней - для отдельных деклараций и до 3 рабочих дней - для документов по требованиям;
🔻 непредставление не более 10% от общего объема истребованных документов;
🔻 ошибка в расчете налоговой базы, если ее размер не превышает 10% от суммы налога и 5 млн рублей, если отсутствовал умысел;
🔻 неверное толкование норм законодательства либо наличие противоречивой судебной практики по вопросу;
🔻 добровольное устранение нарушения, в т.ч. самостоятельное выявление ошибок и подача уточненной декларации до того, как нарушение выявила налоговая;
🔻 погашение суммы недоимки и пеней до вынесения итогового решения по проверке;
🔻 тяжелое финансовое или имущественное положение налогоплательщика;
🔻 социальная значимость деятельности и добросовестное поведение (например, благотворительность, отсутствие налоговых нарушений в течение предыдущих 12 месяцев).
Наличие смягчающего обстоятельства не означает автоматического максимального снижения штрафа - значение имеют конкретные обстоятельства дела и их документальное подтверждение.