Нужно ли вычитать возврат предоплаты при расчете дохода для освобождения от НДС на УСН
С недавнего времени многие предприниматели на «упрощенке» стали плательщиками НДС. Право на освобождение от НДС (по ст. 145 НК РФ) зависит от размера годовой выручки: до 20 млн рублей в 2025–2028 годах.
При расчете этого лимита доходы нужно уменьшать на сумму возвращенных авансов.
В целом, доходы учитываются в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п.1 ст. 346.15 НК РФ). В составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств (п. 1 ст.346.17 НК РФ).
В случае возврата сумм, ранее полученных в счет предоплаты поставки, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Итак, согласно правилам УСН, если фирма вернула покупателю деньги за товар или услугу, которые так и не были поставлены, эта сумма вычитается из доходов в том периоде, когда произошел возврат.
Поскольку для оценки права на освобождение от НДС нужно опираться на правила учета доходов по «упрощенке», то и при расчете лимита в 20 млн рублей есть полное право вычесть сумму возвращенной предоплаты.
Источник: письмо Минфина России от 28.08.2026 № 03-07-07/75631
С недавнего времени многие предприниматели на «упрощенке» стали плательщиками НДС. Право на освобождение от НДС (по ст. 145 НК РФ) зависит от размера годовой выручки: до 20 млн рублей в 2025–2028 годах.
При расчете этого лимита доходы нужно уменьшать на сумму возвращенных авансов.
В целом, доходы учитываются в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п.1 ст. 346.15 НК РФ). В составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств (п. 1 ст.346.17 НК РФ).
В случае возврата сумм, ранее полученных в счет предоплаты поставки, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Итак, согласно правилам УСН, если фирма вернула покупателю деньги за товар или услугу, которые так и не были поставлены, эта сумма вычитается из доходов в том периоде, когда произошел возврат.
Поскольку для оценки права на освобождение от НДС нужно опираться на правила учета доходов по «упрощенке», то и при расчете лимита в 20 млн рублей есть полное право вычесть сумму возвращенной предоплаты.
Источник: письмо Минфина России от 28.08.2026 № 03-07-07/75631