Бухгалтерия.ру - всё для бухгалтера!


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Здесь вы можете узнать больше об учете и налогах, узнать последние новости и изменения.

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика

Когда момент определения налоговой базы по НДС определяется решением суда

Если заказчик работ не подписывает акт сдачи-приемки, момент определения налоговой базы по НДС у подрядчика не наступает. Это произойдет только после обращения в суд.

Постановление АС Поволжского округа от 11 августа 2026 г. № Ф06-3443/2026 по делу № А65-30443/2025.

Если заказчик либо подрядчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей НДС следует считать дату вступления в законную силу этого решения суда. Этот вывод следует из письма Минфина от 13 ноября 2025 г. № 03-07-11/109868.

В постановлении АС Поволжского округа от 11 августа 2026 г. № Ф06-3443/2026 по делу № А65-30443/2025 содержится аналогичный вывод. В нем сказано, что для подрядчика момент определения налоговой базы по НДС не наступает, если он составил акт сдачи-приемки работ, а заказчик его не подписал. И только на дату вступления в законную силу решения суда, подтвердившего факт надлежащего выполнения работ, в такой ситуации нужно начислить налог.


Меняют правила уплаты декабрьских налогов

Правительство внесло в Госдуму законопроект с поправками в статью 6.1 НК РФ о новом порядке уплаты налогов в декабре.

Законопрое
кт № 617-9
В Госдуму поступил законопроект, который меняет привычный порядок переноса налоговых сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ.

Общее правило: если крайний день уплаты налога выпадает на выходной или праздник, срок автоматически сдвигается на первый рабочий день после него.

Согласно законопроекту, если срок по налогам или авансовым платежам в последнем месяце года приходится на нерабочий день, то платить нужно будет не позже, а раньше, то есть в ближайший рабочий день, предшествующий выходному.

В правительстве объясняют, что такая мера необходима для стабильности бюджетной системы. Такой перенос платежей позволит избежать кассовых разрывов в конце года и обеспечит своевременное поступление средств в казну.


О применении ККТ на рынках и ярмарках

Освобождение от применения ККТ на рынках и ярмарках предусмотрено для ограниченного круга налогоплательщиков.

Сообщение регионального УФНС от 30 сентября 2026
г.

Освобождение от применения ККТ на рынках и ярмар
ках
 предусмотрено только для отдельных категорий налогоплательщиков, указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, в частности:

• для ИП и организаций на ЕСХН – при площади торговых мест до 15 кв. м и условии, что передача товара происходит непосредственно в момент расчета;

• для ИП на ПСН – при торговле на малых ярмарках выходного дня (с общим числом торговых мест до 50) в рамках отдельных видов деятельности.

Только в этих случаях при реализации товаров и оказании услуг не выдают кассовый чек покупателю. Во всех остальных случаях это обязательно.

Чек должен содержать с
ведения, позволяющие однозначно идентифицировать расчет: наименование товара или услуги, их количество и цену, реквизиты поставщика (ИНН и наименование), контактные данные покупателя – при онлайн-оплате, часовой пояс расчета, а также сумму безналичной оплаты.


Порядок определения цены новых видов работ при изменении контракта

Минфин РФ разъяснил порядок определения цены новых видов работ по благоустройству территорий в случае внесения изменений в контракт.

В ведомстве сообщили, что согласно пункту 1.3 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соглашению сторон допускается изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого, в том числе, является благоустройство территории. При этом цена контракта может быть изменена не более чем на 10% с учетом положений бюджетного законодательства РФ.

Минфин обращает внимание, что ни сам Закон № 44-ФЗ, ни принятые в его развитие нормативные правовые акты не устанавливают конкретных правил изменения цены контракта в случае, предусмотренном пунктом 1.3 части 1 статьи 95.

Вместе с тем, поскольку положения статьи 22 Закона № 44-ФЗ (о порядке определения начальной (максимальной) цены контракта) применяются в том числе при заключении контракта с единственным поставщиком, при определении цены работ, не предусмотренных условиями ранее заключенного контракта, заказчику, по мнению финансистов, следует руководствоваться именно этой статьей.

Таким образом, при возникновении необходимости выполнения новых видов работ по благоустройству в рамках изменения контракта заказчикам рекомендовано применять методы определения цены, установленные статьей 22 Закона № 44-ФЗ.

Источник - письмо Минфина РФ от 20.09.2026 № 24-06-06/82462.


Предложено создать выплату ко Дню пожилых людей

Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, предложил выплачивать средства пенсионерам ко Дню пожилых людей, пишет «РИА Новости».

«Считаю, что необходимо установить федеральные выплаты для пенсионеров в Международный день пожилых людей. Размер такой меры поддержки должен составлять не менее 10 000 рублей», – сказал
 Владислав Гриб (цитата по «РИА Новости»).

Помимо этого, замсекретаря ОП РФ предложил установить дополнительные выплаты для россиян в возрасте от 70 лет. «Я считаю, что необходимо людям 70, 75, 80, 85, 90, 100 лет делать небольшие выплаты к этим юбилейным датам. Потому что, во-первых, это праздник, это уважение со стороны государства, общества к пожилым людям, к тем, кто долгие годы трудился на благо нашей Родины, платил налоги, социальные взносы, внес свой трудовой вклад в экономику нашей страны, растил и воспитывал детей», – отметил Владислав Гриб (цитата по «РИА Новости»), уточнив, что размер выплаты может зависеть от возраста. Помимо этого предлагается учитывать трудовой стаж, количество детей, внуков и заслуги пожилого человека – ордена и медали.


Порядок уплаты налога на прибыль и сверхприбыль

Минфин разъяснил порядок уплаты налога на прибыль и сверхприбыль, а также льготы для малого бизнеса.

Минфин РФ разъяснил вопросы, касающиеся уплаты налога на прибыль, налога на сверхприбыль, а также применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства.

Ведомство напомнило, что согласно главе 25 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Сумма налога напрямую зависит от размера прибыли: чем выше финансовый результат, тем больше отчисления. Минфин подчеркивает, что данный механизм является «справедливым и обоснованным» с экономической точки зрения.

Отдельно в письме затрагивается тема налога на сверхприбыль. Как отмечается, он был введен Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ как налог разового характера. Обязанность по его единовременной уплате за период 2018–2022 годов возложена на крупнейшие российские и иностранные организации, работающие в РФ через постоянные представительства.

Для представителей малого бизнеса, по мнению Минфина, напротив, предусмотрены льготные условия. Кодекс предоставляет им право добровольного выбора между общим режимом налогообложения и специальными режимами, к которым относятся УСН, ПСН, НПД и АУСН.

В частности, плательщики УСН и ПСН освобождаются от уплаты налога на прибыль (или НДФЛ) и налога на имущество. Для микропредприятий с доходом до 60 млн рублей и штатом до 5 человек доступен эксперимент по АУСН, в рамках которого налогоплательщики освобождаются от страховых взносов и отчетности, а налог рассчитывает ФНС.

Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) уплачивают налог по ставкам более чем в два раза ниже НДФЛ, освобождены от страховых взносов и имеют право на налоговый вычет до 10 000 рублей.

Таким образом, для субъектов малого бизнеса предусмотрены льготные условия налогообложения при применении вышеуказанных специальных налоговых режимов.

Источник - письмо Минфина РФ от 25.08.2026 № 03-03-07/74498.


Перенос остатка ИВ зависит от закона конкретного региона

Минфин разъяснил порядок применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ) по налогу на прибыль и переноса его неиспользованного остатка.

Согласно пункту 1 статьи 286.1 НК РФ, право на ИНВ может быть установлено законом субъекта РФ. Вычет уменьшает суммы налога на прибыль (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджета этого региона, исчисленные по ставке пункта 1 статьи 284 НК РФ, по месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения.

Статья 286.1 НК РФ дает субъекту РФ право самостоятельно устанавливать:

• предельные размеры расходов, учитываемых при определении размера ИНВ;

• категории налогоплательщиков, которым вычет предоставляется или не предоставляется;

• категории объектов основных средств, в отношении которых вычет предоставляется или не предоставляется.

Неиспользованный остаток ИНВ может быть перенесен на будущие налоговые периоды, но только если иное не предусмотрено законом субъекта РФ. То есть сама возможность переноса напрямую зависит от норм регионального закона.

По вопросам особенностей применения ИНВ, установленного в рамках статьи 286.1 НК РФ, Минфин рекомендует обращаться в финансовый орган соответствующего субъекта РФ на основании статьи 34.2 НК РФ.
Источник - письмо Минфина РФ от 24.08.2026 № 03-03-06/1/74172.


Кадровые документы можно подписать через нацмессенджер

Пока речь идет только об эксперименте, а не об обязательном порядке.

Компании, которые хотят протестировать подписание кадровых документов через национальный мессенджер с УНЭП, могут подать заявку через оператора ЭКДО.

Минтруд запустил эксперимент по подписанию кадровых документов через национальный мессенджер.

С 21 сентября по 15 декабря 2026 года Минтруд России проводит апробацию механизма подписания электронных кадровых документов с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП) и многофункционального сервиса обмена информацией (национального мессенджера).

В эксперименте участвуют операторы электронного документооборота в сфере трудовых отношений (ЭКДО) и организации, использующие их программное обеспечение. Участие добровольное, на основании заявки по форме из приложения № 2 к приказу.

Главное условие в том, что сертификат ключа проверки УНЭП должен быть создан и использоваться в инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие информационных систем для предоставления госуслуг в электронной форме (УНЭП ИЭП).

Этапы эксперимента:
1) 21–28 сентября 2026 — информирование операторов ЭКДО, сбор заявок, формирование перечня участников;
2) 29 сентября – 29 октября — доработка систем операторов, информирование организаций-пользователей, сбор их заявок;
3) 30 октября – 15 ноября — внедрение доработанного ПО, направление рекомендаций по организации подписания;
4) 16–30 ноября — сбор предложений по изменению НПА и доработке сервисов, подведение итогов;
5) 01–15 декабря — формирование отчета по результатам эксперимента.

Пока речь идет только об эксперименте, а не об обязательном порядке. Компании, которые хотят протестировать подписание кадровых документов через национальный мессенджер с УНЭП, могут подать заявку через оператора ЭКДО.

Источник - приказ Минтруда России от 17.09.2026 № 423.


Новые правила для депозитов арбитражных судов с октября 2026 года

Минфин обновил порядок работы со средствами, которые временно поступают в распоряжение получателей федерального бюджета.

Главное новшество касается арбитражных судов: теперь при перечислении денег на их депозитные счета в платежных документах обязательно нужно будет указывать уникальный идентификатор начисления (УИН).

По мнению Минфина РФ, это техническое решение поможет упростить и ускорить процесс оплаты судебных издержек. Кроме того, нововведение облегчит выплату вознаграждений арбитражным управляющим, которые занимаются делами о банкротстве. Новые правила начнут действовать с 6 октября 2026 года (Приказу Минфина РФ от 8 июля 2026 г. Минфина № 87н).

Кроме того, с 1 ноября 2026 года вступает в силу норма, позволяющая Правительству РФ расширять список платежей, информация о которых проходит через ГИС ГМП (Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах). Это касается даже тех выплат, которые прямо не прописаны в федеральных законах.

Минфин уже подготовил проект этого перечня, депозиты арбитражных судов станут одними из первых в этом списке.


Рекомендации по инвентаризации для медицинских организаций в 2026 году

Минздрав опубликовал рекомендации по срокам и порядку проведения инвентаризации в государственных казенных, бюджетных и автономных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

Инвентаризация должна быть проведена в полном объеме в период с 1 октября по 31 декабря 2026 года (Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25 сентября 2026 г. № 870 «О проведении инвентаризации активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета»).

В 2026 году устанавливаются следующие сроки проведения инвентаризации в государственных организациях системы здравоохранения города Москвы:

• Основных средств, непроизведенных активов - не ранее 1 ноября 2026 г.

• Нематериальных активов - не ранее 1 ноября 2026 г.

• Материальных запасов (кроме продуктов питания) - не ранее 1 октября 2026 г.

• Незавершенного капитального строительства - не ранее 1 декабря 2026 г.

• Продуктов питания, денежных средств, депонентов, бланков строгой отчетности, сумм, выданных в подотчет, расчетов по налогам и взносам, поставщиками и покупателями, другими дебиторами и кредиторами, резервов предстоящих расходов, иных объектов бухучета - по состоянию на 31 декабря 2026 г.

При инвентаризации обязательно производить сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучета, строго проверять правильность, полноту организации первичного учета и состояние технической документации, обратить особое внимание на выявление неучтенных ранее основных средств и материальных запасов.

При инвентаризации выявить неиспользуемое оборудование и материалы. Копии инвентарных ведомостей с перечнем неиспользуемого медоборудования с пояснением причины наличия неиспользуемого оборудования представить в Управление Департамента здравоохранения города Москвы до 30 декабря 2026 г.

Акты о результатах инвентаризации представить в Управление Департамента здравоохранения Москвы не позднее 29 января 2027 г.


Суд: когда уход с работы за 20 минут до конца смены не является нарушением

Очередное судебное решение напоминает работодателям, что прежде чем наказывать сотрудника за нарушение трудовой дисциплины, необходимо убедиться, что сами правила были четко установлены и доведены до работника.

Если локальные акты не определяют конкретное место и порядок использования обеденного перерыва, а запрет на выход за территорию не закреплен, увольнение или взыскание за отлучку могут быть признаны незаконными. Именно такая ситуация стала предметом рассмотрения Первого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 25.08.2026 № 88-24995/2026.

Работник 29 октября и 2 ноября 2025 года покинул территорию предприятия в 7:41 и 7:46 соответственно, хотя по графику должен был находиться на рабочем месте до 8:00. Работодатель счел это самовольным уходом и применил два дисциплинарных взыскания в виде замечаний.

Суды установили: обеденный перерыв продолжительностью 30 минут работнику предоставлялся, но конкретное место для его использования и запрет на выход за территорию локальными актами не были определены. В ночное время пункты питания не работали.

Работник сдал смену другому фельдшеру в 7:30, что подтверждено журналом передачи дежурств. Работодатель не доказал, что работник использовал перерыв в иное время, круглосуточный режим работы здравпункта не нарушен. Доказательств того, что перерыв использовался в другое время, работодатель не представил. Работник выиграл дело.


Временный налог на сверхдоходы придется заплатить добывающим компаниям

В Госдуму внесен законопроект, который вводит специальный сбор для добывающих компаний. Речь идет о бизнесе, который занимается извлечением руд черных и цветных металлов, драгметаллов и специфического горно-химического сырья.

Если мировые цены на конкретный ресурс в 2026–2028 годах вырастут более чем на 10% по сравнению с уровнем 2025 года (с учетом ежегодной индексации), возникшую разницу признают сверхдоходом. С этой «лишней» прибыли компаниям придется заплатить налог.

Для большинства металлов ставка составит 30%, а для золотодобытчиков — 20%.

Чтобы налог не стал непосильным бременем, предусмотрен «предохранитель». Сумма платежа не может превышать 15% от расчетной выручки за вычетом уже уплаченного
Отчитываться перед налоговой нужно будет до 25 апреля, а перечислять средства в федеральный бюджет — до 28 апреля (в период с 2027 по 2029 год).

В законопроекте предусмотрена рассрочка для тех, у кого сумма налога окажется существенной. Если в 2027 году налог составит менее 4% от выручки, его можно будет выплатить сразу, а остаток — перенести на 2029 год. В 2028 году этот порог повышается до 5%.

Сумма налога на сверхдоходы в полном объеме будет зачисляться в федеральный бюджет.


Нужен ли отдельный договор о материальной ответственности при совместительстве?

Нужен ли отдельный договор о материальной ответственности, если работник устраивается по совместительству в ту же бригаду, разъяснил Роструд России.

Работник, который уже входит в бригаду с заключенным договором о коллективной материальной ответственности, устроился в эту же бригаду по совместительству.

Ведомство счит
ает, что в таком случае с работником необходимо заключить еще один договор о полной материальной ответственности.

Основание – статья 244 ТК РФ, согласно которой письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Поскольку работа по совместительству предполагает отдельные трудовые отношения, одного договора, заключенного по основному месту, недостаточно.


Максимальный больничный в 2027 году - 239 000 рублей

С 1 января 2027 года планируют повысить МРОТ
 до 28 935 рублей. Это на 6,8% больше показателя текущего года.

МРОТ влияет на многие пособия: минимальные больничные, минимальные декретные, детские пособия. Рост пособий в 2027 году уже заложен в проекте бюджета Социального фонда России, который 30 сентября внесен Правительством в ГосДуму. Сообщила пресс-служба Минтруда России.

Суммы пособий рассчитываются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая.

Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет вырастет с 207,6 тысячи рублей в 2026 году почти до 239 тысяч рублей в месяц в 2027 году.

Пособие по беременности и родам вырастет с 955,8 тысячи рублей в 2026 году до 1,1 млн рублей в 2027 году при нормальных родах и отпуске в 140 календарных дней.

Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком для работающих граждан, у которых отпуск по уходу за ребенком наступит в 2027 году, составит более 95,5 тысячи рублей в месяц против 83 тысяч рублей в 2026 году.


Расчет компенсации за отгулы без премий и надбавок неправомерен

Расчет работодателя, основанный только на окладе, неправомерен, разъясняет
 Роструд России на сайте Онлайнинспекция.рф.

Согласно ч. 5 ст. 153 ТК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 28.06.2018 № 26-П), оплата за работу в выходной день должна включать все компенсационные и стимулирующие выплаты и не может быть ниже оплаты за обычный рабочий день.

Кроме того, при увольнении работнику, имеющему неиспользованные дни отдыха за работу в выходные, выплачивается разница между положенной оплатой (с учетом всех надбавок) и фактически произведенной оплатой за эти дни (ч. 6 ст. 153 ТК РФ).

Требования коллективного договора, которые исключают стимулирующие и компенсационные выплаты из расчета оплаты за работу в выходные, не подлежат применению, если они ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ).


Как оплачивается и оформляется простой на работе?

Роструд рассмотрел ситуацию, когда работодатель отправил сотрудника домой без приказа о простое и решил платить меньше МРОТ, а спустя почти четыре недели вызвал на работу и сказал просто сидеть смотреть в окно за МРОТ.

Чиновники ведомства разъяснили, что во время простоя работник должен присутствовать на работе, поскольку это время не относится ко времени отдыха, которое работник вправе использовать по своему усмотрению. Необходимость присутствовать на рабочем месте в рабочее время в период простоя можно отразить в приказе о введении простоя. При этом работодатель вправе принять решение о том, что работники могут не присутствовать на время простоя на рабочем месте.

Однако во время простоя работники не исполняют свои обязанности, поскольку простой — это временная приостановка работы всех работников по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Если работник исполняет свои обязанности, то простой не имеет места.

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Источник - официальный сайт Роструда Онлайнинспекция.рф.


Целевые поступления на содержание НКО не учитываются в налоговых целях

Минфин РФ разъяснил порядок учета в целях налога на прибыль целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций (НКО) и расходов, произведенных за их счет, а также амортизации имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений.

В ведомстве напомнили, что согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, в частности, целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов, использованные получателями по назначению. При этом получатели таких поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ). При этом Минфин отмечает, что разъяснение норм гражданского законодательства не относится к его компетенции.

Таким образом, целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также расходы, произведенные за счет средств целевых поступлений, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Соответственно, если амортизируемое имущество приобретено (создано) некоммерческой организацией полностью за счет средств целевых поступлений, соответствующих положениям пункта 2 статьи 251 НК РФ, такое имущество амортизации не подлежит.

Источник - письмо Минфина РФ от 28.08.2026 № 03-03-05/75940.


«Правило 5%» по НДС считается от расходов, а не от доходов

Минфин России разъяснил порядок применения «правила 5 процентов» при раздельном учете НДС, а также вопрос о самостоятельной разработке методики распределения налога при экспортных операциях.

В ведомстве напомнили, что согласно абзацу седьмому пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик вправе не вести раздельный учет в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов. При соблюдении этого условия все предъявленные суммы НДС подлежат вычету в порядке статьи 172 Кодекса.

При этом положения Кодекса не предусматривают право налогоплательщика не применять раздельный учет, если доля доходов от необлагаемых операций составляет менее 5 процентов в общей величине доходов. То есть рассчитывать 5-процентный барьер исходя из отношения доходов (выручки), а не расходов, неправомерно. В таком случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС.

Что касается экспортных операций, ведомство отмечает: порядок ведения раздельного учета в этом случае Кодексом не установлен. Налогоплательщику необходимо самостоятельно определить порядок раздельного учета предъявленных сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при реализации на экспорт по ставке 0 процентов и при операциях, облагаемых по ставке 22 процентов, закрепив его в приказе об учетной политике организации.

Источник - письмо Минфина РФ от 27.08.2026 № 03-07-11/75316.


Какой применяется лимит дохода для целей НДС на ПСН в 2026–2028 гг?

Минфин РФ рассмотрел вопрос о лимите дохода для целей исчисления НДС при применении патентной системы налогообложения (ПСН) в 2026, 2027 и 2028 годах.

В ведомстве напомнили, что согласно пункту 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, не признаются налогоплательщиками НДС.

Исключение составляют случаи, когда НДС подлежит уплате в соответствии с Кодексом:

• при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых ПСН не применяется;

• при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории под её юрисдикцией, включая суммы налога при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области;

• при осуществлении операций, облагаемых НДС в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Таким образом, Минфин подтвердил действующий порядок освобождения предпринимателей на ПСН от уплаты НДС с оговорёнными исключениями, не установив отдельного лимита дохода на 2026–2028 годы.

Источник - письмо Минфина РФ от 26.08.2026 № 03-07-11/74854.


Нужно ли вычитать возврат предоплаты при расчете дохода для освобождения от НДС на УСН

С недавнего времени многие предприниматели на «упрощенке» стали плательщиками НДС. Право на освобождение от НДС (по ст. 145 НК РФ) зависит от размера годовой выручки: до 20 млн рублей в 2025–2028 годах.

При расчете этого лимита доходы нужно уменьшать на сумму возвращенных авансов.

В целом, доходы учитываются в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п.1 ст. 346.15 НК РФ). В составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств (п. 1 ст.346.17 НК РФ).

В случае возврата сумм, ранее полученных в счет предоплаты поставки, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Итак, согласно правилам УСН, если фирма вернула покупателю деньги за товар или услугу, которые так и не были поставлены, эта сумма вычитается из доходов в том периоде, когда произошел возврат.

Поскольку для оценки права на освобождение от НДС нужно опираться на правила учета доходов по «упрощенке», то и при расчете лимита в 20 млн рублей есть полное право вычесть сумму возвращенной предоплаты.

Источник: письмо Минфина России от 28.08.2026 № 03-07-07/75631

Показано 20 последних публикаций.