Проводим налоговую оптимизацию: как снизить налоговую базу и не платить налог при продаже ценных бумаг?
Конец года — время для налоговой оптимизации. Разбираемся, как снизить налог от инвестиций или не платить его вообще.
Для резидентов РФ налог на доход от ценных бумаг составляет 13% (и 15% с суммы свыше 2,4 млн руб.). Налог считается с финансового результата: доходы минус расходы. По итогам года брокер спишет его с обычного счета в январе. Налог с дивидендов удерживается сразу при зачислении.
Как снизить налоговую базу?
Зафиксировать убыток. Продайте просевшие бумаги и сразу выкупите их обратно. Это уменьшит годовую прибыль и итоговый налог.
Перенести убытки прошлых лет. Убытки можно переносить в течение 10 лет. Важно: минус по акциям и облигациям нельзя компенсировать плюсом по производным инструментам (фьючерсам, опционам). Делается это через подачу налоговой декларации.
Сальдировать результаты. Если у вас открыты счета у разных брокеров, по итогам года их финансовые результаты можно сложить и взаимозачесть.
Как законно не платить налог?
Используйте льготу на долгосрочное владение (ЛДВ). Если держать бумагу более 3 лет, прибыль от ее продажи освобождается от налога.
Нюансы ЛДВ:
Доступна только резидентам РФ. При переводе активов между своими брокерами срок владения не прерывается. А вот при дарении или наследовании отсчет начинается заново.
Не работает на ИИС типа А.
Действует только на бумаги, торгуемые на биржах РФ (акции, облигации, биржевые ПИФ).
Не применима к внебиржевому рынку, валюте, товарным сделкам и драгметаллам (например, GLDRUB_TOM).
Обычно брокер применяет ЛДВ автоматически. Если этого не произошло, оформить льготу можно через налоговую, подав декларацию 3-НДФЛ.
ЛДВ РИИ (инновационный сектор) Для бумаг высокотехнологичного сектора льгота действует уже через 1 год непрерывного владения. В списке Мосбиржи сейчас 65 таких активов (акции, облигации и один ЗПИФ).
Лайфхак: как отсрочить уплату
Если в январе на брокерском счете нет свободных рублей, налог не спишут. Его нужно будет оплатить самостоятельно до 1 декабря. Таким образом, уплата сдвигается на 10 месяцев.
А чтобы полностью освободить от налогов и сделки, и купоны — открывайте ИИС-3.
Конец года — время для налоговой оптимизации. Разбираемся, как снизить налог от инвестиций или не платить его вообще.
Для резидентов РФ налог на доход от ценных бумаг составляет 13% (и 15% с суммы свыше 2,4 млн руб.). Налог считается с финансового результата: доходы минус расходы. По итогам года брокер спишет его с обычного счета в январе. Налог с дивидендов удерживается сразу при зачислении.
Как снизить налоговую базу?
Зафиксировать убыток. Продайте просевшие бумаги и сразу выкупите их обратно. Это уменьшит годовую прибыль и итоговый налог.
Перенести убытки прошлых лет. Убытки можно переносить в течение 10 лет. Важно: минус по акциям и облигациям нельзя компенсировать плюсом по производным инструментам (фьючерсам, опционам). Делается это через подачу налоговой декларации.
Сальдировать результаты. Если у вас открыты счета у разных брокеров, по итогам года их финансовые результаты можно сложить и взаимозачесть.
Как законно не платить налог?
Используйте льготу на долгосрочное владение (ЛДВ). Если держать бумагу более 3 лет, прибыль от ее продажи освобождается от налога.
Нюансы ЛДВ:
Доступна только резидентам РФ. При переводе активов между своими брокерами срок владения не прерывается. А вот при дарении или наследовании отсчет начинается заново.
Не работает на ИИС типа А.
Действует только на бумаги, торгуемые на биржах РФ (акции, облигации, биржевые ПИФ).
Не применима к внебиржевому рынку, валюте, товарным сделкам и драгметаллам (например, GLDRUB_TOM).
Обычно брокер применяет ЛДВ автоматически. Если этого не произошло, оформить льготу можно через налоговую, подав декларацию 3-НДФЛ.
ЛДВ РИИ (инновационный сектор) Для бумаг высокотехнологичного сектора льгота действует уже через 1 год непрерывного владения. В списке Мосбиржи сейчас 65 таких активов (акции, облигации и один ЗПИФ).
Лайфхак: как отсрочить уплату
Если в январе на брокерском счете нет свободных рублей, налог не спишут. Его нужно будет оплатить самостоятельно до 1 декабря. Таким образом, уплата сдвигается на 10 месяцев.
А чтобы полностью освободить от налогов и сделки, и купоны — открывайте ИИС-3.