Конституционный Суд РФ обязал распространить льготы по налогу на доходы при продаже жилья на всех, кто был переселен помимо своей воли
22 апреля 2026 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление № 26-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Д. По ее мнению абзац второй пункта 2 статьи 217.1 НК РФ, который предусматривает особый порядок расчёта минимального срока владения жильём только для участников программы реновации в Москве, нарушает принцип равенства налогоплательщиков.
Мнение эксперта
Это Постановление Конституционного Суда имеет важное значение для граждан, чьё жильё изымается не в рамках московской программы реновации.
Основная мысль Суда заключается в том, что принцип равенства налогоплательщиков нарушается, если механизм, защищающий от увеличения налоговой нагрузки при вынужденной смене жилья, действует только в одном регионе. Когда гражданин теряет жильё не по своей воле (например, из-за изъятия для государственных нужд или комплексного развития территории), он вправе рассчитывать на то, что период владения прежним жильём будет учтён при продаже нового. Игнорирование этого принципа в других случаях приводит к неравенству.
Конституционный Суд РФ постановил, что федеральный законодатель должен устранить этот пробел и распространить специальный порядок исчисления срока владения на все случаи принудительного отчуждения жилья в публичных целях.
Однако есть важный переходный момент. До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, специальный порядок (сложение сроков) подлежит применению в подобных ситуациях, если жильё предоставляется взамен изъятого по решению органа власти (не только в Москве). При этом дом не должен быть признан аварийным и подлежащим сносу, а жильё непригодным для проживания. Суд не стал ждать поправок, а сразу определил ориентир для правоприменительной практики.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией (изъятие жилья для государственных нужд, предоставление замены, а затем продажа), вы можете ссылаться на Постановление № 26-П в споре с налоговой. Даже при отсутствии прямой нормы в НК РФ для вашего конкретного случая, срок владения прежним жильём должен учитываться по смыслу и с учётом позиции Конституционного Суда РФ.
Балдина Евгения Николаевна, юрист, медиатор, налоговый консультант, член Национальной Ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет», член союза юристов-блогеров при АЮР и МГЮА, член Ассоциации налоговых консультантов (АНК1801353)
Источник: legalbulletin.online
22 апреля 2026 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление № 26-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Д. По ее мнению абзац второй пункта 2 статьи 217.1 НК РФ, который предусматривает особый порядок расчёта минимального срока владения жильём только для участников программы реновации в Москве, нарушает принцип равенства налогоплательщиков.
Мнение эксперта
Это Постановление Конституционного Суда имеет важное значение для граждан, чьё жильё изымается не в рамках московской программы реновации.
Основная мысль Суда заключается в том, что принцип равенства налогоплательщиков нарушается, если механизм, защищающий от увеличения налоговой нагрузки при вынужденной смене жилья, действует только в одном регионе. Когда гражданин теряет жильё не по своей воле (например, из-за изъятия для государственных нужд или комплексного развития территории), он вправе рассчитывать на то, что период владения прежним жильём будет учтён при продаже нового. Игнорирование этого принципа в других случаях приводит к неравенству.
Конституционный Суд РФ постановил, что федеральный законодатель должен устранить этот пробел и распространить специальный порядок исчисления срока владения на все случаи принудительного отчуждения жилья в публичных целях.
Однако есть важный переходный момент. До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, специальный порядок (сложение сроков) подлежит применению в подобных ситуациях, если жильё предоставляется взамен изъятого по решению органа власти (не только в Москве). При этом дом не должен быть признан аварийным и подлежащим сносу, а жильё непригодным для проживания. Суд не стал ждать поправок, а сразу определил ориентир для правоприменительной практики.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией (изъятие жилья для государственных нужд, предоставление замены, а затем продажа), вы можете ссылаться на Постановление № 26-П в споре с налоговой. Даже при отсутствии прямой нормы в НК РФ для вашего конкретного случая, срок владения прежним жильём должен учитываться по смыслу и с учётом позиции Конституционного Суда РФ.
Балдина Евгения Николаевна, юрист, медиатор, налоговый консультант, член Национальной Ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет», член союза юристов-блогеров при АЮР и МГЮА, член Ассоциации налоговых консультантов (АНК1801353)
Источник: legalbulletin.online