Бухгалтерия.ру - всё для бухгалтера!


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Здесь вы можете узнать больше об учете и налогах, узнать последние новости и изменения.

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика

При утрате права на АУСН придется платить НДС

УФНС по Забайкальскому краю напоминает предпринимателям о важном нюансе работы на АУСН, который требует строгого контроля соблюдения лимитов и других условий применения спецрежима.

Информация УФНС России по Забайкальскому кр
аю от 30 сентября 2026 г.

Суть в том, что, если в течение года бизнес нарушит условия применения АУСН, право на этот спецрежим будет потеряно задним числом - с 1 числа того месяца, в котором произошло нарушение.

К нарушениям, которые приводят к такому результату, относятся:

• превышение дохода 60 млн рублей с начала года;

• прием на работу сотрудников, которые не могут работать на АУСН (нерезиденты, сотрудники с доходами по ставке 35% и др.);

• выплата зарплаты наличными или переводами из-за границы;

• открытие счета в банке, которого нет в официальном перечне ФНС;

• появление обособленного подразделения.

С первого дня месяца, в котором произошло нарушение, предприниматель автоматически становится плательщиком НДС.

Например, если нарушение случилось 15 августа, восстановить учет по НДС и начать выставлять счета-фактуры и платить налог придется не с 1 сентября, а именно с 1 августа.


Осторожно с подачей уточненки: она продлевает срок на взыскание

Подача уточненной декларации за старый период - это не просто техническое исправление. Она «перезапускает» сроки давности для взыскания налога и пеней.

Определение СКЭС ВС РФ от 25 сентября 2026 г. № 306-ЭС26-4683 по делу № А72-16379/2024.

Суть спора
Общество оспорило действия налоговой инспекции по начислению пеней на ЕНС по НДС за 3 и 4 кварталы 2019 года в миллионном размере, поскольку сроки принудительного взыскания давно истекли, и пени незаконны. Суды признали незаконной сумму пеней около 100 тыс. рублей, в остальной части отказали. Инспекция подала кассационную жалобу в ВС РФ.

ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов в части удовлетворения требований общества и удовлетворил жалобу налоговой. 

Решение основано на следующем.
Срок взыскания отсчитывается с даты подачи уточненной декларации, а не с даты окончания налогового периода.

Компания подавала «уточненки» по НДС за спорные периоды в декабре 2022 и феврале 2023 года. Именно с этих дат начал течь срок на принудительное взыскание.

Законность отражения пеней на ЕНС не зависит от направления отдельного требования. С 1 января 2023 года налоговая направляет требование об уплате отрицательного сальдо ЕНС однократно. При изменении размера сальдо новое требование не высылается. Значит, нельзя оспорить пени только на том основании, что отдельное требование на их сумму не направлялось. 

Поскольку основания для начисления пеней налоговой подтверждены и заявителем не опровергнуты, у судов не было оснований признавать действия налоговой незаконными в той части, где они это сделали.
Таким образом, подача уточненной декларации за старый период - это не просто техническое исправление. Она «перезапускает» сроки давности и устанавливает новый период для принудительного взыскания.


Как облагаются услуги застройщика при строительстве апартаментов по ДДУ?

Минфин РФ разъяснил порядок обложения НДС услуг застройщика при строительстве гостиницы (апартаментов — нежилых помещений для временного проживания) по договорам участия в долевом строительстве (ДДУ), если разрешение на строительство получено в 2025 году.

Чиновники ведомства напоминнили, что с 1 января 2024 года в отношении услуг застройщика по ДДУ, объектами долевого строительства по которым являются помещения, предназначенные для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), освобождение от НДС не применяется, если разрешение на строительство получено после 1 января 2024 года (подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, п. 29 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ).
Соответственно, такие услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.

При этом специалисты разъяснили порядок определения налоговой базы. Денежные средства, которые застройщик получает от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат на строительство объекта, не включаются в налоговую базу по НДС — при условии, что строительство осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами самого застройщика (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Сумма, получаемая застройщиком на оплату услуг застройщика (не освобождаемых от налогообложения), облагается НДС в общеустановленном порядке.

Также в ведомстве отметили, что если после завершения строительства и передачи участнику долевого строительства части объекта сумма средств, полученных от участника, превышает затраты застройщика по переданной части объекта, то суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика в связи с оказанием услуг, не освобождаемых от НДС, подлежат налогообложению НДС.

Источник - письмо Минфина РФ от 01.09.2026 № 03-07-11/76773.


Кто проверяет обоснованность снижения базы по налогу на прибыль?

Минфин России разъяснил порядок определения расходов для целей налога на прибыль и проверки обоснованности снижения налоговой базы по этому налогу.

Чиновники ведомства напомнили, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исключение составляют затраты, указанные в статье 270 НК РФ.

Специалисты финансового ведомства также отметили, что проверка обоснованности применения норм главы 25 НК РФ, снижающих налоговую базу по налогу на прибыль, осуществляется налоговыми органами в ходе мероприятий налогового контроля. Порядок их проведения установлен Налоговым кодексом.

Источник - письмо Минфина РФ от 31.08.2026 № 03-03-06/1/76249.


НДС при продаже МФО залоговых автомобилей

Минфин РФ разъяснил порядок определения налоговой базы по НДС при реализации микрофинансовой организацией автомобилей, приобретенных у физических лиц в порядке обращения взыскания на предмет залога по договорам займа.

Чиновники ведомства напомнили, что операции по реализации предметов залога признаются объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу налоговая база определяется как стоимость товаров исходя из цен по ст. 105.3 НК РФ, без включения НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Однако с 1 апреля 2024 года действует пункт 5.1 статьи 154 НК РФ, согласно которому при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения автомобиля. Условие — физлицо должно быть собственником транспортного средства, и оно должно быть зарегистрировано на него в соответствии с законодательством РФ.

В Минфине также указали, что, если микрофинансовая компания получила право собственности на заложенный автомобиль после того, как повторные торги были объявлены несостоявшимися, и в дальнейшем реализует его для удовлетворения требований по неисполненному обязательству по возврату займа, она вправе определять налоговую базу по НДС в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 154 НК РФ.

Основание — разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление от 27.06.2023 № 23), к которых указано, что к отношениям по оставлению залогодержателем предмета залога за собой применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже, не противоречащие существу залоговых отношений.
Источник - письмо Минфина РФ от 31.08.2026 № 03-07-11/76152.


Как учесть безнадежные долги при расчете налога на прибыль?

Минфин России разъяснил порядок учета сумм безнадежных долгов для целей исчисления налога на прибыль.

Чиновники ведомства отметили, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, в частности суммы безнадежных долгов. Если же налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в расходы включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств этого резерва.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными к взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 НК РФ и является закрытым, то есть расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, специалисты Минфина напомнили, что согласно статье 272 НК РФ при методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом они определяются с учетом положений статей 318–320 НК РФ.

Источник - письмо Минфина РФ от 02.09.2026 № 03-03-07/77244.


Какие доходы IT-компаний не войдут в 70 % доли?

Минфин РФ разъяснил, как IT-организациям учитывать доходы от предоставления права на программы для ЭВМ, позволяющего пользователям получать банковские и финансовые услуги, для целей налога на прибыль и страховых взносов.

Ведомство напоминает, что российские IT-компании в 2025–2030 годах вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль — 5% в федеральный бюджет и 0% в бюджет субъекта РФ — при условии, что не менее 70% всех учитываемых доходов составляют доходы от деятельности в сфере информационных технологий (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).

Аналогичное условие действует и для пониженных тарифов страховых взносов: 15% в пределах единой предельной величины базы и 7,6% свыше неё (п. 2.2-2 и п. 5 ст. 427 НК РФ). Для этого нужно одновременно иметь государственную аккредитацию IT-организации и соблюдать 70-процентную долю IT-доходов по итогам отчетного (расчетного) периода.

Минфин указывает, что в 70-процентную долю включаются доходы от предоставления прав использования собственных программ для ЭВМ и баз данных, в том числе через удаленный доступ, включая сеть Интернет. Однако есть исключение: если такие права состоят в получении банковских, финансовых услуг, услуг финансирования под уступку денежного требования, услуг на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), оказываемых банками, кредитными и небанковскими организациями, то доходы от предоставления этих прав в льготную долю не включаются.

Таким образом, если IT-организация предоставляет третьим лицам право использования собственного ПО, позволяющее им получать банковские или финансовые услуги, доходы от предоставления таких прав не будут учитываться в 70-процентной доле IT-доходов.

Соответственно, применять пониженные ставки налога на прибыль и единый пониженный тариф страховых взносов по ним нельзя.
Источник - письмо Минфина РФ от 01.09.2026 № 03-03-07/76501.


Гражданина Беларуси можно принять на работу по биометрической ID-карте

Работодатели вправе принимать на работу граждан Республики Беларусь, предъявивших биометрическую ID-карту вместо стандартного паспорта. Об этом разъяснил Роструд на сайте Онлайнинспекция.рф.

Граждане государств – членов ЕАЭС, включая Беларусь, при заключении трудового договора представляют документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (кроме документов воинского учета, поскольку иностранцы не являются военнообязанными в России), а также документы, подтверждающие законность нахождения на территории РФ (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ, поступающий на работу предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 № 107 введены биометрические документы. Пункт 9.1 Указа устанавливает, что идентификационная карта (ID-карта) используется наравне с паспортом для удостоверения личности и подтверждения гражданства как в Беларуси, так и за её пределами.

Таким образом, для трудоустройства в России гражданин Беларуси может предъявить биометрическую ID-карту.



Гражданина Беларуси можно принять на работу по биометрической ID-карте

Работодатели вправе принимать на работу граждан Республики Беларусь, предъявивших биометрическую ID-карту вместо стандартного паспорта. Об этом разъяснил
 Роструд на сайте Онлайнинспекция.рф.

Граждане государств – членов ЕАЭС, включая Беларусь, при заключении трудового договора представляют документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (кроме документов воинского учета, поскольку иностранцы не являются военнообязанными в России), а также документы, подтверждающие законность нахождения на территории РФ (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ, поступающий на работу предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Указом Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 № 107 введены биометрические документы. Пункт 9.1 Указа устанавливает, что идентификационная карта (ID-карта) используется наравне с паспортом для удостоверения личности и подтверждения гражданства как в Беларуси, так и за её пределами.

Таким образом, для трудоустройства в России гражданин Беларуси может предъявить биометрическую ID-карту.
Онлайн Инспекция — Главная
Продолжая пользоваться данным сайтом, я выражаю свое согласие Федеральной службе по труду и занятости на обработку моих персональных данных, в том числе с использованием метрических программ. ×


Когда налоговая пришлет расчет НДФЛ в уведомлении

В каких случаях налоговое уведомление содержит расчет НДФЛ, разъяснили налоговые инспекторы.

Начиная с налогового периода 2025 года, форма налогового уведомления включает единый расчет НДФЛ по всем основаниям. Помимо информации о транспортном и земельном налогах, налоге на имущество физических лиц, отражается расчет НДФЛ по прогрессивной шкале ставок.

Размер НДФЛ зависит не только от вида дохода, но и от общей суммы заработанного за год по разным группам доходов. Для целей применения налоговых ставок совокупные налоговые базы распределены по группам доходов.

Так, в налоговое уведомление НДФЛ включается в нескольких случаях:

1. при необходимости доплаты из-за превышения лимитов доходов. Например, если в течение прошлого года гражданин работал в нескольких местах (зарплата, премии, выплаты по гражданско-правовым договорам). В налоговых органах сведения от всех источников доходов суммируются. Если совокупный доход превысил установленные лимиты, включается прогрессивная шкала ставок. Такие суммы указываются уведомлении;

2. по процентным доходам по банковским вкладам, по которым налог не удерживается банками, а также по доходам, налог с которых не был удержан налоговым агентом, включая доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх;

3. в случаях, когда налоговые вычеты предоставлены в большем размере, чем предусматривается налоговым законодательством РФ. Это относится к стандартным вычетам (в том числе родителям на детей), инвестиционным, вычетам на долгосрочные сбережения граждан на ИИС, а также при превышении выплат над уплаченными взносами по договорам добровольного страхования жизни.

Сумму НДФЛ, указанную в уведомлении, нужно заплатить до 1 декабря, как и имущественные налоги.


Ненормированный день: дополнительный отпуск положен по факту режима

Работник с ненормированным рабочим днем имеет право на дополнительный отпуск независимо от переработок. То есть допотпуск положен, даже если его ни разу не привлекали к работе за пределами нормальной продолжительности.

Согласно ч. 1 ст. 119 ТК РФ, работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

Само по себе установление работнику режима ненормированного рабочего дня уже дает ему право на дополнительный отпуск. Фактическое привлечение к работе сверх нормы для этого не требуется.

Так разъяснил Роструд России на сайте Онлайнинспекция.рф.


Дисциплина соискателей на вакансии выросла

«Если рассматривать последнюю вакансию для определенной категории работников, закрытую вами, сколько соискателей, приглашенных на собеседование, не явились на него без уважительных причин?» – такой вопрос задали аналитики Исследовательского центра портала Superjob.ru
1000 представителей работодателей, ответственных за подбор и найм специалистов.

«Средний процент неявившихся без уважительной причины в 2026 году: 8% – среди руководителей, 18% – среди линейных менеджеров и специалистов и 35% – среди рабочего и младшего персонала. В 2024 году было 18, 30 и 40% соответственно. Рабочий персонал остается самой рисковой группой: у 4 из 10 рекрутеров до собеседований не доходит каждый второй рабочий», – отмечается в результатах исследования (цитата по Superjob.ru).


Перечень кадастровых объектов расширяют

Перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, хотят дополнить с 1 января 2027 г. В него включают пункты приема и выдачи заказов оператора цифровой платформы.

Законопроект № 617-
9.

Законопроект, внесенный в Госдуму, вносит поправки в статью 378.2 НК РФ.

Согласно нормам этой статьи, база по налогу на имущество организаций определяется по кадастровой стоимости в отношении, в том числе нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение торговых объектов.

Ранее Минфин и Минпромторг разъясняли, что понятие торгового объекта закреплено в статье 2 закона о торговле. Оно включает специальное оснащение оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов при продаже товаров.

В процессе регулировании сферы электронной торговли предполагается закрепить определение понятия «пункт приема и выдачи заказов», как объект логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы для приемки, хранения, выдачи и возврата товаров, проведения других операций.

Пока же отнесение пункта выдачи заказов к торговому объекту должно осуществляться (и осуществляется) в каждом конкретном случае путем соотнесения фактических характеристик объекта признакам торгового объекта.

Законопроект предлагает включить в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, пункты приема и выдачи заказов, являющиеся объектами логистической инфраструктуры оператора посреднической цифровой платформы.


Как не допускать ошибки в ДОПП и корректно заполнять декларацию по косвенным налогам

Сведения о ДОПП и внесенных обеспечительных платежах в СПОТ подлежат отражению в разделе 4 декларации по косвенным налогам.

ФНС дала рекомендации по избежанию ошибок при оформлении ДОПП.
Сообщение ФНС от 24 сентября 2026
г.

Налоговики отметили некоторые типовые ошибки в ДОПП:

• Нарушение двухдневного срока подачи ДОПП (2 календарных дня);

• Ошибки в государственных номерах, идентификаторах или данных о транспортном средстве;

• Неверный расчет НДС для обеспечительного платежа;

• Ошибки в реквизитах обеспечительного платежа;

• Незаполнение особого признака заявителя.

Чтобы избежать ошибок в декларации по косвенным налогам, рекомендуется тщательно проверять все данные перед отправкой ДОПП, сверять их с фактическими документами и использовать актуальные инструкции и разъяснения ФНС России.

Также важно закладывать достаточный временной буфер для обработки документов и платежей.


Как применять новый порядок подтверждения льготы по НДС для детских товаров

С 1 октября 2026 года действует новый порядок подтверждения НДС 10% для детских товаров. ФНС в информации от 1 октября 2026 года разъяснила, как подавать документы на льготу.

С 1 октября установлен порядок подтверждения ставки НДС 10% при реализации (ввозе) товаров для детей.

В Налоговом кодексе нет четкого алгоритма, как именно подтверждать право на пониженную ставку на товары для детей. ФНС разъяснила новый порядок.

Главное условие для того, чтобы законно применять ставку 10%, это наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии. Эти сведения должны числиться в официальном реестре Росаккредитации.

Чтобы подтвердить льготу, не нужно прикладывать сертификаты к каждой декларации по НДС. Сведения о них (номера и даты) потребуются только в том случае, если налоговая пришлет официальное требование. Инспекторы сами проверят актуальность документов через базу Росаккредитации.

Но для ввоза товаров из стран ЕАЭС, и если документ об оценке соответствия выдан в другой стране, то при проверке декларации его нужно предоставить налоговикам в бумажном виде.

А если ввоз детских товаров осуществляется из-за границы, данные о сертификатах или декларациях нужно подавать в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией на товары.


Компенсация за задержку зарплаты облагается НДФЛ

Минфин РФ разъяснил вопрос об обложении НДФЛ компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Чиновники напомнили, что понятие компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей, и случаи их предоставления определены Трудовым кодексом РФ.

Согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Вместе с тем статья 236 Трудового кодекса устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других причитающихся работнику сумм. При нарушении установленного срока работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Таким образом, как поясняет Минфин, выплата денежных компенсаций при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы относится к мерам материальной ответственности работодателя за нарушение договорных обязательств перед работниками и не является возмещением затрат работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ, содержится в статье 217 Кодекса. В частности, пункт 1 статьи 217 освобождает от налогообложения все виды компенсационных выплат, установленных законодательством, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Однако, поскольку компенсация за задержку зарплаты за нарушение договорных обязательств не является возмещением затрат работников, связанных с исполнением трудовых обязанностей, она подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

Таким образом, работодателям следует учитывать, что денежная компенсация, выплачиваемая работникам за задержку заработной платы на основании статьи 236 Трудового кодекса, не освобождается от НДФЛ и должна облагаться налогом на доходы физических лиц в общем порядке.

Источник - письмо Минфина РФ от 21.08.2026 № 03-04-06/73852.


Как осуществлять сделки с участием лиц из «недружественных» стран?

Минфин напомнил порядок осуществления сделок (операций) по установлению, изменению и прекращению прав владения, пользования и распоряжения долями в российских ООО с участием иностранных лиц из недружественных государств.

Ведомство обратило внимание на положения Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618, которым установлен особый порядок осуществления сделок между резидентами и лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Согласно пункту 1 Указа № 618 особый порядок распространяется на сделки (операции), которые влекут за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО (за исключением кредитных и некредитных финансовых организаций), либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.

Такие сделки могут осуществляться исключительно на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Уполномоченным органом для приема заявлений о выдаче разрешений определен Минфин России.

Минфин также напомнил, что в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 (Указ № 95) лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно двум требованиям:

 • они находятся под контролем российских юридических или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юрлица или физлица), в том числе через иностранные юридические лица.

 • информация о контроле над ними раскрыта российскими лицами налоговым органам РФ в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно пункту 4 Указа № 618, положения пункта 12 Указа № 95 распространяются на применение пунктов 1 и 2 Указа № 618.
Ведомство также отметило, что 23 июня 2023 года ФНС России опубликовала разъяснения о сведениях, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей подпункта «б» пункта 12 Указа № 95 (письмо от 22.06.2023 № ШЮ-4-13/7940@). Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ФНС России.

Кроме того, Минфин напомнил, что пунктом 13 Указа № 95 Центральному банку РФ предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения данного указа, имеющие обязательную силу на всей территории России.

Таким образом, сделки с долями в российских ООО, затрагивающие интересы лиц из недружественных государств, требуют получения специального разрешения Правительственной комиссии, за которым следует обращаться в Минфин России. Исключение составляют лица, находящиеся под контролем российских бенефициаров и раскрывшие информацию о таком контроле налоговым органам.
Источник - письмо Минфина России от 07.08.2026 № 05-06-11/68619.


Условия освобождения от НДФЛ при продаже доли в уставном капитале

Минфин разъяснил порядок применения освобождения от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в отношении доходов от реализации доли участия (ее части) в уставном капитале российских организаций.
Согласно разъяснениям ведомства с 1 января 2026 года вступила в силу обновленная редакция пункта 17.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Теперь доходы, получаемые налоговыми резидентами РФ от продажи долей в уставном капитале российских организаций, освобождаются от налогообложения при соблюдении ряда условий.

Основные условия для освобождения от НДФЛ:

• срок владения. На дату реализации доли (акции) должны непрерывно принадлежать налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет;

• структура активов. Не более 50% активов организации, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно должны состоять из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

• исключение для выхода из организации: Льгота не применяется в случаях выхода (выбытия) из организации.

Минфин также обратил внимание на ограничение, установленное абзацем 8 пункта 17.2 статьи 217 НК РФ. Освобождение от налогообложения не применяется к той части налоговой базы, которая превышает 50 миллионов рублей.

Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, доход от продажи доли в российской организации не будет облагаться НДФЛ, за исключением суммы, превышающей 50 млн рублей.

Источник - письмо Минфина России от 10.08.2026 № 03-04-05/69139.


ФНС заплатила проценты за незаконное списание денег с ЕНС

Суд признал незаконным доначисление налоговой инспекцией пеней и их списание с единого налогового счета организации в период действия моратория на банкротство.

Управление ФНС по Самарской области решением от 31.03.2025 уменьшило сумму пеней на указанную сумму и восстановило ее на ЕНС организации. Несмотря на это, общество оспорило действия инспекции в суде, указав, что не могло распоряжаться своими денежными средствами в течение более трех месяцев.

Суды первой и апелляционной инстанций признали действия налогового органа по доначислению и списанию 1 405 038,58 рубля незаконными и взыскали в пользу общества проценты в размере 77 591,07 рубля за период с 26.12.2024 по 31.03.2025. Кассационный суд оставил эти решения без изменения, а жалобу налоговой инспекции — без удовлетворения.

Источник - постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2026 № А55-22180/2025.


Можно ли уволить во время больничного?

Суд подтвердил законность увольнения работника по собственному желанию, произведенного в период его временной нетрудоспособности.

Ситуация заключалась в следующем. Работник был принят на должность оператора станков с программным управлением 27 ноября 2024 года, а 11 марта 2025 года подал заявление об увольнении по собственному желанию с 25 марта. За день до указанной даты, 24 марта, он оформил листок нетрудоспособности и уведомил об этом работодателя, однако приказ об увольнении все равно был издан 25 марта.

Сотрудник обратился в суд с требованием признать увольнение незаконным и восстановить его на работе, ссылаясь на нахождение на больничном и намерение отозвать заявление.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, и кассационный суд согласился с их выводами. По мнению судов, запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности, установленный частью 6 статьи 81 ТК РФ, распространяется только на увольнение по инициативе работодателя, а не на увольнение по собственному желанию.

Кроме того, суд подчеркнул, что работник не представил доказательств отзыва заявления в письменной форме до издания приказа, а само намерение отозвать заявление, не доведенное до работодателя, правового значения не имеет.

Источник - определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2026 № 88-13996/2026.

Показано 20 последних публикаций.