Юридические тонкости


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Право


На канале я постараюсь рассмотреть наиболее актуальные темы в области права, разъяснить порядок действий гражданина в тех или иных ситуациях.
Надеюсь, что мои публикации помогут разобраться во многих юридических тонкостях.
С уважением, Ирина Сивакова

Зарегистрирован в РКН
Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Право
Статистика

Вопрос:

Может ли супруг разделить квартиру, которую второй супруг получил в порядке приватизации?

Ответ:

Нет, приватизация квартиры признается безвозмездной сделкой, а по закону имущество, полученное по такому основанию, относится к личной собственности — и, соответственно, не делится со вторым супругом.

Изменить это правило может только брачный договор, заключенный супругами с иными условиями.

Второй супруг может претендовать на такую квартиру только в порядке наследования.

Если квартира приватизировалась в период брака, а второй супруг добровольно отказался от участия в приватизации, то он наделяется правом пожизненного проживания в этой квартире.


Жители первых-вторых этажей многоквартирных домов могут быть освобождены от платы за содержание лифта, т. к. не пользуются им фактически.

Но для этого по их дому должно быть принято соответствующее решение общего собрания собственников.

Недавно Конституционный суд РФ подтвердил такую позицию:

- общее собрание собственников может изменить доли участия собственников конкретных помещений дома в обязательных расходах по содержанию общего имущества.

Единственное ограничение — такое изменение не должно приводить к необоснованным различиям в правовом положении собственников, которые относятся к одной и той же категории (определение КС РФ № 2258-О/2026).

Суды применяют эту позицию Конституционного суда РФ.


Нередко в сделках с недвижимостью продавцам приходится потом отбиваться от претензий налоговой службы, которая требует доплатить НДФЛ с дохода, полученного в результате продажи объекта.

Квартиры с «детскими» долями, выделенными по правилам программы материнского капитала — этот тот случай, когда вероятность получить требование от ФНС очень высока.

Продавцу здесь важно доказать, что на дату заключения сделки уже истек минимальный срок владения квартирой.

В связи с этим — полезное разъяснение о Верховного суда РФ:

- действия собственника по выделению (регистрации) долей в праве собственности на жилье, приобретенное с использованием средств маткапитала, не являются сделкой, направленной на приобретение или отчуждение имущества.

Право собственности детей на эти доли не зависит от таких действий — соответственно, минимальный срок следует отсчитывать не с момента регистрации доли ребенка, а с даты, когда квартиру приобрели в собственность родители ребенка (п. 20 Тематического обзора Верховного Суда РФ № 3/ 2026, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 25.03.2026 № 4А/ 2026).

Опираясь на эту позицию, суды теперь отменяют доначисления НДФЛ, выставленные ФНС продавцам квартир, продавшим их вскоре после выделения детям долей.


Вопрос:

Вправе ли управляющая организация требовать от собственников квартир дополнительные деньги на ремонт почтовых ящиков в подъездах дома?

Ответ:

Нет, такое требование незаконно.

Есть позиция Верховного суда РФ, согласно которой почтовые ящики в подъездах относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Следовательно, расходы по их ремонту и замене возлагаются на управляющую организацию и финансироваться они должны за счет тех средств, которые собственники ежемесячно отчисляют на содержание общедомового имущества (см. определение ВС РФ № 51-КГ23-3-К8).

Вы можете пожаловаться в жилинспекцию на необоснованное требование с вас денег со стороны управляющей организации.


Штрафы за проживание без регистрации по месту жительства или пребывания скоро вырастут в два раза.

Сейчас за нарушение правил регистрационного учета (если гражданин проживает без регистрации в нарушение установленных законом сроков или собственник жилого помещения допускает такое проживание) штраф составляет от 2 до 3 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — от 3 до 5 тыс. рублей.

Согласно новому законопроекту № 665-9 (внесен в Госдуму Правительством РФ) размеры этих штрафов составят 4 — 6 тыс. и 6 — 10 тыс. рублей соответственно.

Напомню, что действующие правила регистрационного учета предписывают гражданам РФ оформить регистрацию по месту жительства в течение 7 дней после прибытия в жилье, а временную — в течение 90 дней (Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713).


Купили квартиру для своего ребенка-студента — и пожалели: разбираем на примерах, почему 👵💰🧑‍💻🏢❗️📝⚖️

Многие родители серьезно озадачиваются тем, чтобы обеспечить своего ребенка качественным образованием.

Поэтому в крупных городах всегда есть спрос на покупку жилья для студента (Санкт-Петербург — яркий тому пример).

И если перед вами тоже встала такая проблема, то перед тем как приступать к выбору квартиры, обратите внимание на те разочарования, которые уже настигли ваших предшественников — чтобы не повторить их ошибок.

1) Купили квартиру непосредственно рядом с главным корпусом вуза, куда поступил ребенок.

Когда же началась учеба, выяснилось, что занятия будут проходить в совершенно разных корпусах института, которые разбросаны по городу — но только не в главном корпусе.

Вывод: заранее постарайтесь узнать как организованы занятия в вузе, чтобы точнее вычислить удобную для себя локацию при выборе жилья.

А еще лучше - старайтесь найти квартиру как можно ближе к метро и удобной развязке наземного транспорта.

2) Отдали предпочтение студии в новостройке перед однокомнатной квартирой на «вторичке».

Разница в стоимости минимальная, а результат получился совершенно разный: вскоре после заселения новоиспеченный студент стал жаловаться на проблемы с мобильной связью.

Студия располагалась на последнем этаже высотного дома — сигнал сотового оператора часто прерывался.

Утренние очереди на лифт тоже новосела не радовали — на занятия опаздывал регулярно.

Вывод: оцените будущее жилье с сугубо практической точки зрения.

Молодые люди часто хотят жить только в новостройках, но по факту жизнь там может оказаться далеко не столь радужной, как она им представляется.

3) Родители, живя в другом городе, выбрали ребенку жилье, руководствуясь самым простым принципом: подешевле и побольше.

Получили просторную 2-комнатную квартиру, а в итоге пришлось снимать для ребенка другое жилье: район, где находилась квартира, часто мелькал в криминальных сводках, безопасность ребенка была дороже.

Вывод: подумайте, каково будет жить ребенку одному в том районе, который вы выбрали — наведите справки, почитайте публичные отзывы, поспрашивайте мнение у местных жителей.

Конечно, для кого-то все эти разочарования могут показаться совершенной ерундой, главное — стать обладателем собственного жилья.

Но сможете ли вы потом выгодно продать квартиру, если со временем она станет не нужна?

Это главный вопрос. Ошибка в выборе потом может дорого обойтись, поэтому подходить к нему нужно со всей ответственностью.

А если вы хотите безопасно купить или продать квартиру в Санкт-Петербурге, вы можете обратиться в наше агентство:

- я детально проверю все документы, сделаю необходимые запросы, укажу на возможные проблемы и пути их решения,

- а опытный риелтор найдет наилучший вариант, исходя из ваших пожеланий, и проведет сделку на наиболее выгодных для вас условиях.

Подробнее о наших услугах можно узнать на этой странице: https://vk.ru/wall-236237998_97


Вопрос:

Можно ли выписаться из квартиры «в никуда» через паспортный стол?

Квартира выставлена на продажу, нужно ее освободить, а прописаться пока некуда.

Ответ:

Действующие правила не требуют, чтобы при снятии с регистрационного учета гражданин в обязательном порядке одновременно регистрировался по месту жительства в другом месте:

- предусмотрена подача отдельного заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).

Форма такого заявления утверждена Приказом МВД России от 6 августа 2025 г. № 553 (Форма 32).

Там предусмотрена графа с местом, куда переезжает гражданин — но это необязательно должно быть место его будущей регистрации.

Здесь можно указать просто город переезда либо какое-то временное место жительства (в т.ч. гостиницу).

Никакого правового значения для будущей регистрации указанное здесь место не имеет.

Так что вы вполне можете сняться с регучета, подав указанное заявление в паспортное отделение МВД РФ.

Правила требуют, чтобы гражданин оформил постоянную регистрацию в течение 7 календарных дней после прибытия в новое место своего жительства.

Поэтому, когда вы приобретете новое жилье, вы можете зарегистрироваться там, и это необязательно должно быть именно 7 дней после выселения из прежнего места жительства (ключевая дата — когда вы вселились в новое жилье).


Режим самозанятости позволяет сэкономить на уплате налога с дохода от аренды своей недвижимости — но не всегда:

- налог на профессиональный доход применяется только к доходам от сдачи физическими лицами жилых помещений (квартир, комнат, домов).

Если у вас апартаменты, коммерческое помещение или земельный участок — режим самозанятости эти доходы не охватывает, нужно выбирать иную форму налогообложения;

- налог на профессиональный доход начисляется, пока доход от сдачи жилья внаем не превысит 2,4 млн руб. за календарный год.

С суммы дохода, которая превышает за год указанный лимит, придется платить НДФЛ либо иной налог, в зависимости от выбранной формы ведения деятельности (ИП или ООО).


Если вы планируете купить участок под строительство жилого дома, имейте в виду: закон категорически запрещает новое строительство в зонах подтопления и затопления, кроме лишь возведения сооружений инженерной защиты.

Поэтому обязательно перед покупкой проверьте, не относится ли участок к такой зоне.

Как это сделать:

- на сервисе «Национальная система пространственных данных» (НСПД) выберите раздел «Публичная кадастровая карта» — там в правом верхнем углу экрана выберите инструмент «Слои».

Укажите там «Зоны с особыми условиями использования территории» (ЗОУИТ), далее – «Иные ЗОУИТ».

При нажатии на нужный вам участок вы увидите его наименование и имеющиеся ограничения (в т.ч. реквизиты документа, на основании которого накладываются эти ограничения).

Чтобы проверить конкретный участок, в верхнем левом углу выберите из предлагающего списка «ЗОУИТ» и введите кадастровый номер земельного участка.

И обязательно запросите у продавца актуальную выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (не краткую из «Госуслуг», а именно эту, из Росреестра, т. к. в краткой не всегда может быть видна информация о зоне затопления).


Как, вернувшись из отпуска, освободиться от необоснованных коммунальных платежей 👨🏻‍💼👩‍💼❌💰📝⚖️

В случае временного отсутствия жильцов в квартире или доме они могут не платить за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО): порядок перерасчета давно утвержден — причем для обоих вариантов формулы (как по количеству зарегистрированных жильцов, так и по общей площади помещения).

Но, тем не менее, все еще встречаются отказы произвести перерасчет.

Далеко не всегда они законны: практика показывает, что зачастую удается отменить отказ в перерасчете уже на стадии обжалования его в жилинспекцию.

Напомню правила:

- перерасчет платы за вывоз ТКО полагается за период временного отсутствия жильцов, если он длится более 5 календарных дней,

- период временного отсутствия можно подтвердить любыми документами (но только оригиналами либо надлежаще заверенными копиями): транспортные билеты, командировочное удостоверение, свидетельство о временной регистрации по другому адресу и т. д. — перечень не исчерпывающий.

В заявлении нельзя ссылаться на то, что вы постоянно не пользуетесь жилым помещением: в перерасчете откажут законно, т. к. он предусмотрен правилами только за период временного отсутствия,

- обратиться за перерасчетом можно либо до отъезда, либо в течение 30 дней после возвращения.

Подробная инструкция о том, как получить перерасчет платы за вывоз мусора за период временного отсутствия в жилом помещении (с шаблонами заявлений), доступна подписчикам сообщества «Юридические Тонкости: инструкции и документы», подключившим регулярную поддержку VK Donut: https://vk.ru/wall-235271763_114


Вопрос:

С какого возраста сейчас должны освобождать от налога на недвижимость?

Ответ:

По закону освобождение от налога на имущество физических лиц (на недвижимое имущество), а также от земельного налога (на участок площадью до 600 кв.м.) полагается по достижении предпенсионного возраста.

Таким возрастом НК РФ признает «старый» пенсионный возраст, который давал право на пенсию по старости до повышения в 2019 году (ст.ст. 391, 407 НК РФ).

Это прежде всего, 55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно.

Для тех, у кого есть льготный стаж для права на досрочную пенсию, налоговая льгота полагается по мере выработки требуемого стажа и выполнения других условий, при которых до 2019 года назначалась досрочная пенсия по старости.

Например, для педагогических работников — со дня выработки 25-летнего педстажа, для медицинских работников — со дня выработки 30-летнего медстажа и т. д. (см. ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

ФНС России по информации СФР сейчас автоматически отслеживает льготы по уплате налогов — но если вы видите, что при наличии права на освобождение от налога вам все равно его начислили, обратитесь в ФНС с документами, подтверждающими льготу.


Управляющая организация обязана сделать жильцам перерасчет платы за свои услуги, если они были оказаны некачественно, либо вовсе не оказывались фактически, либо должны оплачиваться не дополнительно, а за счет общих средств, вносимых собственниками ежемесячно в счет оплаты содержания и текущего ремонта общедомового имущества.

Причем перерасчет должны сделать путем не зачета в счет будущих платежей, а только возврата излишне выплаченных средств собственникам.

Суды своими решениями подтверждают это: п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ от 06.05.2011 № 354) предусматривает возможность зачета переплаты в счет будущих платежей только, если перерасчет производится по показаниям счетчика, все остальные перерасчеты — исключительно путем возврата денежных средств (см.: Второй КСОЮ, № 88 – 18165/ 2026).

Так что, если вам отказываются выплатить деньги в вышеуказанных случаях, настаивая на зачете, можете обжаловать действия компании и взыскать дополнительно компенсации за нарушение прав потребителей.


Детей суды сейчас практически не выселяют — особенно, если они зарегистрированы в квартире по договору социального найма.

Свежий пример из судебной практики:

- мужчина обратился в суд с иском о снятии с регистрационного учета своего несовершеннолетнего сына: квартира была неприватизированная (по договору соцнайма), ребенка с рождения зарегистрировали там, но через год мать вместе с ним переехала в другое постоянное место жительства.

С тех пор прошло почти 15 лет — ребенок так и жил вместе с матерью, а отцу, по всей видимости, нужно было приватизировать квартиру на себя, в связи с чем потребовалось выписать сына.

По закону длительное непроживание в квартире без попыток вселиться туда признается фактическим отказом от договора соцнайма с утратой права на это жилье.

Но в случае с несовершеннолетними не все так просто.

Суд отказался снять ребенка с регучета в спорной квартире, несмотря на то, что он действительно долго там не проживал.

Мотивировка такая:

- несовершеннолетний ребенок не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своими жилищными правами — так что длительное непроживание в квартире не влечет для него утрату права на жилье,

- ребенок проживает там, где родители определили ему место жительства путем оформления регистрации — и даже утрата родителем права на это жилье не влечет автоматическое прекращение такого права у ребенка (оно за ним сохраняется по отдельному основанию).

Так что если в квартире зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, выселить его очень непросто, а в случае с соцнаймом — практически невозможно (пример из практики Третьего КСОЮ).


Вопрос:

Поверка счетчиков воды была просрочена, но впоследствии свидетельство о поверке я восстановил — теперь требую, чтобы управляющая организация пересчитала мне плату за воду по показаниям счетчика за все время, пока не было действующей поверки.

Должны ли мне также пересчитать плату за водоотведение?

Ответ:

В случае последующего восстановления свидетельства о поверке счетчиков воды собственнику квартиры должны пересчитать плату за воду с учетом показаний счетчика за все прошлое время, когда плата начислялась по нормативу.

Объем водоотведения (для расчета платы) в отсутствие отдельного счетчика сточных вод определяется по сумме показаний счетчиков воды в квартире.

Поэтому при пересчете платы за воду по показаниям счетчиков должны сделать и перерасчет платы за водоотведение.


Если у вас есть земельный участок категории «под индивидуальное жилищное строительство», на нем должен быть зарегистрирован жилой дом в течение 7 лет со дня приобретения такого участка.

Если участок был приобретен до 1 марта 2025 г., то 7-летний срок отсчитывается с 1 марта 2025 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 307-ФЗ, который обязал землевладельцев использовать участки по целевому назначению).

Если указанный срок истечет, а дома на участке так и не будет (по данным кадастрового учета и ЕГРН), землевладелец сначала получит предупреждение от Росреестра, затем — штраф, а если и это не поможет — участок по решению суда выставят на публичные торги.


Со следующего года, с высокой долей вероятности, Социальный фонд будет знать, сколько денег у вас хранится на банковских счетах.

В законопроекте о федеральном бюджете на 2027 год, которое внесло Правительство РФ в Госдуму, предусматривается в т.ч. такая мера, как автоматическая оценка нуждаемости семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка до 17 лет.

Получив заявление о назначении пособия, органы СФР будут запрашивать в ФНС и в банках информацию о суммах, поступивших на счета и вклады членов семьи заявителя за период 12 месяцев до месяца, предшествующего месяцу обращения за пособием.

Если эта сумма превысит 200% совокупного дохода семьи, то в назначении пособия откажут.

Не учитываются в расчете поступления на счета ИП, суммы переводов самому себе и между членами семьи.

Сейчас эксперимент по автоматической оценке нуждаемости проводится в трех регионах — Московская область, ХМАО и ЯНАО.

И, судя по всему, он оказался успешным — Правительство решило распространить его на всю страну.


Даже в хрущевках должно быть тепло: Минстрой рассказал, кто должен обеспечить жильцам теплую квартиру 🏢🛠👨🏻‍💼📝⚖️

В ответ на жалобы о холоде в квартире жильцы часто получают такие ответы: «А что вы хотите? У вас дом старый, стены тонкие...».

Но недавно Минстрой России представил свои категорические возражения на все подобные ответы:

- на нормативном уровне утверждены параметры температуры воздуха в жилых помещениях: в холодный период года температура должна составлять 20-22°C (допустимая 18-24°C), в теплый период года — 22-25°C (допустимая 20-28°C);

- эти нормы должны соблюдаться независимо от сроков строительства дома, от материалов, из которых он построен и прочих технических параметров;

- действующее законодательство обязывает управляющие организации проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общедомового имущества.

Поэтому в случае поступления жалоб от жильцов дома на холод в квартирах управляющая организация должна предложить собственникам помещений дома провести конкретные мероприятия по устранению источников теплопотерь дома.

Минстрой подчеркнул, что соблюдение нормативов по показателям температуры воздуха в жилых помещениях является важным показателем качества услуги по теплоснабжению многоквартирного дома.

Поэтому, если ваша управляющая организация не справляется с этой услугой, жалуйтесь — в жилинспекцию или сразу в суд (Письмо Минстроя России от 17 сентября 2026 г. № 22206-ОГ/00).

Подробные инструкции о том, как пожаловаться в суд и в государственную жилищную инспекцию на управляющую организацию многоквартирного дома (с шаблонами необходимых заявлений), доступны подписчикам сообщества «Юридические Тонкости: инструкции и документы», подключившим регулярную поддержку VK Donut:

Как подать жалобу в суд: https://vk.ru/wall-235271763_28

Как подать жалобу в жилищную инспекцию: https://vk.ru/wall-235271763_6


Вопрос:

Можно ли взыскать неустойку на долг по алиментам, если ребенку уже исполнилось 18 лет, но задолженность все еще не погашена должником?

И кто может взыскать — ребенок или родитель, в пользу которого взыскивались алименты?

Ответ:

Да, на задолженность по алиментам начисляется неустойка — ее можно взыскать в судебном порядке, в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки (в т.ч. после достижения ребенком совершеннолетия).

Обращаться в суд по этому вопросу следует взыскателю по исполнительному производству — родителю, в чью пользу взысканы алименты.

Как неоднократно подтверждал Верховный суд РФ, в законе нет такого основания для замены взыскателя в исполнительном производстве, как достижение совершеннолетия ребенком, на содержание которого взысканы алименты.

Поэтому родитель, как законный представитель ребенка, не лишается статуса взыскателя алиментов в отношении образовавшейся задолженности и после 18-летия ребенка.


Банк теперь должен отказать в выдаче банковской карты или открытии счета обратившемуся к нему гражданину, если в договоре предусмотрен овердрафт (услуга кредитования счета), а заявитель установил самозапрет на выдачу ему кредитов.

Соответствующие разъяснения представил Центробанк: действующий механизм самозапрета кредитования распространяется на любые договоры, предусматривающие выдачу кредита — в т.ч. договоры банковского счета с условием о потребкредите (овердрафте) (Письмо Банка России от 24 сентября 2026 г. № 44-8-2/ 6073).


Через год в рамках капитального ремонта многоквартирного дома должны будут не ремонтировать старый лифт, а заменить его на новый.

Соответствующие поправки утверждены правительственным постановлением от 21 сентября 2026 г. № 1205 (вступают в силу с 1 сентября 2027 г.).

Из перечня работ исключены «ремонт» и «модернизация» лифтов, осталась только «замена» лифта, куда теперь включён сопутствующий ремонт лифтовых шахт и помещений, где размещается лифтовое оборудование.

Новость хорошая, но есть опасения, что это приведет к еще большему удорожанию стоимости капитального ремонта домов с лифтами.

Показано 20 последних публикаций.