🔴
МИФЫ и ПРАВДА
об испытании при приёме на работу ❌️
МИФ 1️⃣
Испытательный срок устанавливают всем новым работникам.✅️
ПРАВДА:условие об испытании включают в трудовой договор
только по соглашению сторон.
Если в договоре такого условия нет — работник принят без испытания. Кроме того, закон прямо запрещает устанавливать испытание отдельным категориям сотрудников.
Например: беременным, женщинам с детьми до трёх лет (с сентября 2026 года!), несовершеннолетним, выпускникам, впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение года после окончания учёбы, лицам, избранным по конкурсу, приглашённым в порядке перевода, а также тем, кто заключает договор на срок до двух месяцев.
❌️
МИФ2️⃣ На период испытательного срока можно установить зарплату меньше, чем после него. ✅️
ПРАВДА:снижать оплату труда только из-за того, что сотрудник на испытании, нельзя.
Работнику нужно гарантировать полный оклад по занимаемой должности, как и после окончания испытательного срока. Также нельзя лишать премий, если условия для их начисления выполнены и они закреплены в договоре, положении о премировании или локальном акте.
❌️
МИФ3️⃣
Работодатель в одностороннем порядке может увеличить длительность испытательного срока. ✅️
ПРАВДА:продлить зафиксированный в договоре срок по своей инициативе работодатель не вправе.
❗️Единственное исключение: если в период испытания сотрудник отсутствовал (был на больничном, в отпуске — ежегодном, учебном, за свой счёт, выполнял государственные или общественные обязанности), эти периоды не засчитываются в срок испытания, и он автоматически продлевается на время отсутствия. Издавать отдельный приказ для этого не нужно
❌️
МИФ4️⃣
Можно установить испытание при переводе внутри компании.✅️
ПРАВДА: при переводе на другую работу у того же работодателя условие об испытании включать нельзя. Испытание допускается только при приёме на работу, а не при изменении трудовой функции. Даже если должность «выше» или функционал сложнее — отдельного испытания не бывает.
❌️
МИФ5️⃣
Чтобы уволиться на испытательном сроке, нужно отрабатывать две недели.✅️
ПРАВДА: и работник, и работодатель в период испытания могут расторгнуть договор, предупредив друг друга за три дня в письменной форме.
При этом работнику не нужно объяснять причину ухода.
А вот работодателю, если он решает, что результат неудовлетворительный, помимо трёхдневного срока, важно письменно указать конкретные причины (например, невыполнение плана, ошибки в работе), подкреплённые документами (актами, докладными записками).
***
🔗
Бесплатный пробный доступ в канал "Кабинет кадровика" https://mhub-max.ru/pay/project-230