Нетипичный бухгалтер 🥇


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Всем известный, канал для бухгалтеров!
👩‍💻 Публикуем только важное и интересное.
ВК: vk.com/typical_buh
ТГ: t.me/netipichniy_buh
Написать нам в МАХ: vk.cc/d01Tmt

Зарегистрирован в РКН
Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика

Репост из: 1С для бухгалтера
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Max
Включение в расходы УСН приобретении ОС за счёт подотчётного лица

♥️ 1С для бухгалтера


🔎 Перечень перевозок с бумажными ЭПД еще немножко расширили

С 11 октября вступит в силу приказ Минтранса от 31.08.2026 № 389 (официально опубликован)

В перечень ситуаций, когда можно обойтись без ЭТРН и ЭПД, внесли дополнение: оформление бумажных экспедиторских документов допускается при оказании экспедитором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с осуществлением перевозок продукции военного и двойного назначения в рамках внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве и экспортном контроле.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


Рекомендации по учету командировок в крупных компаниях — в большом руководстве для бухгалтеров от специалистов Smartway при участии экспертов «1С».

В одном материале —12 разделов и 60+ страниц практических рекомендаций: от списков подтверждающих документов до аллокации расходов между подразделениями.

Внутри: 
— Чем рискует компания, используя подотчетную схему при выдаче аванса на деловые поездки. 
— Как распределять командировочные расходы между юрлицами без замечаний налоговой. 
— 7 примеров расчета среднего заработка за время командировки — по реальным примерам от «1С». 

А также ведущие эксперты России по бухучету разобрали НДФЛ, НДС и страховые взносы, подтверждающие документы, подотчетную схему, загранкомандировки и подготовку отчетности к аудиту.

Загрузить руководство бесплатно


Не открывается ссылка?
Используйте Яндекс.Форму



📊 Что сейчас ценят в бухгалтерах — и достаточно ли просто хорошо знать учёт?

Спойлер: рынок за последний год стал заметно жёстче. Вакансий для бухгалтеров стало меньше, конкуренция выросла, а работодатели всё чаще смотрят не только на стаж, но и на то, какие задачи специалист способен решать самостоятельно.

А что с Excel, 1С и ИИ? Куда расти, если не хочется становиться главбухом? И как описывать свой опыт в резюме, чтобы «знаю Excel» наконец начало что-то значить для работодателя?

Коллеги из hh.ru изучили рынок и вместе с практикующими экспертами разобрали, какие навыки нужны бухгалтеру в 2026 году и какие карьерные треки сейчас актуальны.

Главное собрали в карточках 👆

А подробный разбор с цифрами, комментариями экспертов и рекомендациями — в исследовании hh.ru.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


🧾 Пояснения к декларации по НДС: варианты формирования и образцы писем

Продолжаем разбираться с пояснениями по НДС. В предыдущем посте мы дали общие сведения, теперь время для практики.

Отметим, что формат, предлагаемый ФНС, — это не форма в чистом виде, а именно формат, в котором ваши пояснения пройдут форматно-логический контроль, попадут в ФНС и будут там прочитаны и проанализированы. При этом xml-формат предполагает табличное структурирование данных. Которое нужно не всегда.

Вот про это и поговорим.

📍Пояснения к разделам 8–12 (расхождения, разрывы)

Здесь требуется формализованный ответ в виде XML с таблицами по разделам 8, 9, 10, 11, 12 (с 12.05.2026 — формат 5.04 из письма ФНС от 30.04.2026 № ЕА-36-15/3541@).

Поясняющий текст как таковой «зашит» в два места: комментарий к каждой спорной записи в таблице (из требования) и поле «Пояснительное письмо» — до 1000 символов. Если 1 000 символов мало, краткую суть пишите в формализованном поле, а развернутое письмо и документы прикладывайте отдельными файлами через «Написать письмо» или «Отправить истребуемые документы».

Важно! Не рекомендуется сразу пользоваться функционалом «Написать письмо». ФНС на такое может просто не отреагировать (как если бы вы не ответили на требование).

Если места в таблице и в поле «Пояснительное письмо» по формату явно не хватает, пишите пояснения и там, и через «Написать письмо».

📍Официальный порядок: пояснения к разделам 8–12 декларации по НДС заполняются таблицами, формы не предполагают подгрузки в них напрямую копий документов — вся нужная информация должна быть видна из заполненных таблиц (п. 3 ст. 88 НК, письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@). 

Рекомендуемый порядок действий при ответе:

▪️ Откройте требование в своей программе (1С, Контур, СБИС и т.д.) — кнопка «Подготовить пояснения» / «Ответить на требование».
▪️ Выберите для каждой записи ответ «Сведения верны» или «Выявлены расхождения», в комментариях объясните причину (техническая ошибка, различия в учете и т. п.).
▪️ Заполните поле пояснительного письма, при необходимости приложите документы (акты сверки, выписки из книг, оборотно-сальдовые ведомости).
▪️ Подпишите ЭП и отправьте по ТКС. Отправлять можно частями, по мере проверки записей. 

📍Пояснения к разделам 1–7 и по контрольным соотношениям

В данном случае можно не пользоваться установленным форматом и дать ответ в произвольной форме:

▪️ через бухгалтерскую программу: в полученном требовании нажмите «Пояснения» → «Письмом», в поле «Содержание» напишите ответ, прикрепите подтверждающие документы; 
▪️ через личный кабинет налогоплательщика на nalog.gov.ru: откройте требование и ответьте через форму обращения/ответа, приложив файлы;
▪️ по ТКС неформализованным письмом через оператора ЭДО (в некоторых сервисах текст пишется на вкладке «КС» — по каждому нарушенному соотношению свой комментарий до 1 000 символов). 

В тексте укажите: номер и дату требования, период декларации, реквизиты организации, номер нарушенного КС, причину расхождения и свой расчет, если расхождение из-за допустимого округления. 

———

❗️Предлагаем СКАЧАТЬ ОБРАЗЦЫ таких писем по типовым ситуациям: НДС к возмещению и техническая ошибка.


👍 Подготовили для вас чек-лист по заполнению и сдаче декларации по НДС на УСН

Он уже доступен для скачивания подписчикам нашего канала по ссылке 👇

https://max.ru/buhpuls/AaEV8uUjEmI

4.6k 11 11

⁉️ Как бухгалтеру поднять доход в 2–3 раза, не выходя из «1С»?

Когда в компании что-то идёт не так, бухгалтер разбирается с последствиями: сверяет и уточняет цифры, пересчитывает налоги, снимает блокировки с банковских счетов. Когда проблема в самой «1С» — её решает разработчик. По сути, оба устраняют сбои в одной и той же системе. Только за вторую работу в среднем платят в 2,5 раза больше: почти 200 000 против 80 000.

Но у бухгалтера есть преимущество — понимание бизнес-процессов и логики учёта. Чтобы закрыть разрыв, остаётся только научиться смотреть на «1С» глазами разработчика: настраивать систему, автоматизировать рутинные задачи и создавать решения, за которые компании готовы платить больше.

На курсе «1С-разработчик» от Академии Эдюсон вы всего за 3,5 месяца доберёте все навыки и сможете добавить их к своему стеку или полностью перейти в ИТ.

Что внутри:
1️⃣ Лёгкий старт — язык 1С интуитивно понятен, особенно если вы уже работали с проводками и отчётностью.
2️⃣ Материалы от опытных экспертов из «Самоката», EPAM и других ведущих компаний.
3️⃣ Много практики: вы отработаете всё на реальных задачах и соберёте до 6 проектов в портфолио.
4️⃣ Живая поддержка: онлайн-встречи с личным ментором + год куратор на связи + подготовка к собеседованиям и помощь с резюме.
5️⃣ Вечный доступ к материалам и регулярным обновлениям.
6️⃣ Подтверждение навыков — удостоверение о повышении квалификации, свидетельство от учебного центра «1С» и диплом Эдюсон.

Оставьте заявку по ссылке — с промокодом БУХ получите скидку 65% + второй курс в подарок.

Реклама. ООО "Эдюсон", ИНН 7729779476, erid: 2W5zFHzAQbT


🧾 Пояснения к декларации по НДС: как составить и подать

Пояснения составляют по тем вопросам, которые инспекция указала в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ). Чаще всего это две ситуации: льготируемые операции и расхождения в декларации. Варианты пояснений по ним отличаются.

📍По льготируемым операциям

Пояснения оформляются сопроводительным письмом либо реестром подтверждающих документов. Форма, порядок заполнения и электронный формат реестра утверждены приказом ФНС от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@ (п. 6 ст. 88 НК РФ).

📍По расхождениям

Все расхождения инспекция перечисляет кодами в приложении к требованию — по каждой операции отдельный код. Проверьте декларацию и исходные документы: реквизиты счетов-фактур, суммы и ставки НДС. Если вычет по счету-фактуре принимался частями за несколько периодов — сверьте итоговую сумму по всем записям (письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Все коды, которые могут быть в приложении к требованию, свели в удобную памятку.

👉 СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ

Дальнейшие действия зависят от результата проверки:

▪️ Ошибок нет — укажите это в пояснениях, разъясните причину именно таких задекларированных данных, почему вы не считаете их расхождениями и приложите подтверждающие документы. Уточненка не нужна.
▪️ Ошибка есть, НДС не занижен — приведите правильные данные. Уточненку подать можно, но не обязательно; допускается направить и пояснения, и уточненку одновременно.
▪️ Ошибка есть, НДС занижен — обязаны подать уточненную декларацию ⚠️ (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения в этом случае необязательны.

📍А если требования еще нет?

Пояснения можно представить и по собственной инициативе, если инспекция их еще не запросила. Например, это можно сделать при сдаче уточненной декларации. По нашему мнению, представить пояснения по собственной инициативе следует по тем же правилам, что и пояснения по требованию налоговиков.

📍Как и когда подавать пояснения и ответственность

Пояснения по расхождениям по НДС подают только в электронном виде. Пока утвержденный формат не обновлен, применяется рекомендуемый формат из письма ФНС от 30.04.2026 № ЕА-36-15/3541@. Пояснения на бумаге или не по формату считаются непредставленными (п. 3 ст. 88, п. 5 ст. 174 НК РФ). Реестр по льготам — в электронном виде по формату из приложения № 5 к приказу № ЕД-7-15/513@.

Срок — 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 2, 6 ст. 6.1, п. 3, 6 ст. 88 НК РФ).

Штраф за пропуск или неподачу (ст. 129.1 НК РФ): 5 000 ₽ при первом нарушении, 20 000 ₽ — при повторном в течение календарного года. Отметим, что это пока. Проект о повышении штрафов с 2027 года уже в Госдуме.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


🧾 Слет с АУСН в последнем месяце квартала – важное правило для НДС

УФНС напоминают на сайте Налоговой службы: если вы на АУСН, то несоответствие требованиям ведет к слету с этого режима и обязанности платить НДС «задним числом», с начала месяца, в котором возникло несоответствие.

Когда теряется право на АУСН
По ч. 6 ст. 4 закона № 17ФЗ право на спецрежим теряется с 1-го числа того календарного месяца, когда возникло любое из нарушений из ч. 2 ст. 3 закона:

▪️ Превысили лимит доходов — более 60 млн ₽ с начала года.
▪️ Приняли на работу сотрудника, которому АУСН «не годится» (например, нерезидента).
▪️ Выплатили зарплату наличными либо переводом из-за рубежа.
▪️ Открыли счет в банке, которого нет в перечне ФНС для АУСН.
▪️ Появились обособленные подразделения.

Главное последствие — НДС с первого числа месяца Это основной момент: если нарушили правила, например, 15 сентября, то НДС нужно исчислять не с 1 октября, а с 1 сентября. Соответственно и подавать декларацию нужно уже за 3 квартал с учетом данных полного сентября.

Что нужно проверять почаще Чтобы заметить риски и признаки слета с АУСН, регулярно (лучше ежедневно) контролируйте:
▪️ объем доходов нарастающим итогом;
▪️ статус сотрудников и порядок выплат;
▪️ список банков, где открыты счета;
▪️ отсутствие обособленных подразделений.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


🩺 Сокращенный сотрудник, которому оплачиваются месяцы трудоустройства, открыл больничный в течение 30 дней после увольнения. Что он должен получить?

СФР в письме от 24.09.2026 № 1420/52100 ответил на вопрос в заголовке:

Сотрудник должен получить и пособие по больничному, и оплату периода трудоустройства после сокращения. 🟢 Эти две выплаты не зависят одна от другой, и получение одной не отменяет право на получение второй.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


Минутная разминка

Внимательность и точная логика — вот без чего нет бухгалтерии. Предлагаем потренироваться и сыграть в логическую игру. Посмотрите на каждый ряд и разберитесь, что должно стоять на месте вопроса. Главное — чтобы все сошлось.

В Экстерне тоже все сходится: бухгалтерский и налоговый учет, зарплата, отчетность, ЭДО. Попробуйте и вы наш сервис для бухгалтеров и руководителей бизнеса. Попробовать бесплатно

Пишите в комментариях ваш ответ!

5.8k 82 27

📝 Проверьте, не надо ли вам отчитаться в Росстат до 8 октября

Организации обязаны сдать в Росстат сведения о неполной занятости не позднее 8 октября 2026 года.

Для этого нужно заполнить форму № П4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Форма утверждена приказом Росстата от 22.07.2025 № 348.

Кто обязан сдавать отчет:

▪️ юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства);
▪️ при условии, что средняя численность работников за предыдущий год — более 15 человек (в расчет включаются совместители и лица, работающие по договорам ГПХ);
▪️ осуществляющие все виды экономической деятельности и всех форм собственности — с отдельными исключениями.

Нюансы по обособленным подразделениям: если у компании есть обособленные подразделения, отчет подают:

▪️ отдельно по каждому подразделению;
▪️ отдельно по юрлицу — без учета этих подразделений.

Важно! ⚠️ Если в отчетном периоде не было случаев неполной занятости, но обязанность огтчитаться есть — нужно все равно направить отчет, так называемый «пустой». При этом:

▪️ заполняют только титульный раздел формы;
▪️ в остальных разделах не ставят ни нулей, ни прочерков — они должны остаться без значений.

Не сдают форму № П4 (НЗ):

▪️ гаражные, жилищные и кредитные кооперативы;
▪️ общества взаимного страхования;
▪️ ТСЖ, ГСК и ЖСК;
▪️ объединения фермеров;
▪️ садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


⚡ У СФР отберут взносы на травматизм и передадут ФНС уже в 2027 году

→ Подробнее в нашем посте:
https://max.ru/buhpuls/AaEPlUgXLxs

8.3k 3 131

🧾 Ошибки в НДС-декларации – когда надо скорее сдавать уточненку, а когда можно без нее обойтись?

Вопрос на днях разбирали на сайте ФНС и дали рекомендации налогоплательщикам.

❓Всегда ли нужна уточненка при ошибках в декларации по НДС?

Если при сверке с контрагентом обнаружены расхождения в книгах покупок и продаж - неверные номер, дата счёта-фактуры, ИНН и т. п. - достаточно направить в инспекцию пояснения по утверждённому формату — в них указываются корректные реквизиты. Сдавать уточнёнку в этом случае не требуется. Это и экономит время, и снижает риск претензий по итогам камеральной проверки. 🛡️

Если нужен материал по заполнению такого пояснения, актуальный на сегодня, просим дать знать через комментарии

Уточнённая декларация по НДС нужна, только если ошибка затронула цифры в декларации, из-за чего приведенные в ней расчеты вышли неверными.

❗️Как снизить риск ошибок до отправки декларации

Налоговики советуют предпринять такие шаги:

1️⃣ Проверить счета-фактуры — и выставленные, и полученные: реквизиты должны соответствовать договорам и первичным документам.

2️⃣ Убедиться в корректности данных в учётной программе, из которой формируется декларация: реквизиты счетов-фактур, платёжных и иных документов должны быть внесены без ошибок — именно из них собираются показатели всех строк и разделов.

3️⃣ «Прогнать» сформированную декларацию по контрольным соотношениям, проверить все реквизиты и строки.

4️⃣ Следовать действующим нормативам: приказы об утверждении формы декларации по НДС и перечня кодов видов операций, а также письмо ФНС с контрольными соотношениями показателей декларации.

Ну и куда же без «должной осмотрительности»?

Отдельный пункт, на котором настаивают в ФНС, это должная осмотрительность при выборе контрагента.

Статус добросовестного налогоплательщика нужно проверить по всем, особенно, если заявлены вычеты. Практика «снятия» вычетов на этапе камеральной проверки только потому, что контрагент значится у налоговиков «сомнительным», никуда не делась. Причём, «снимают» всё быстро, а доказывание обратного занимает гораздо больше времени (сил и средств).

Проще сразу не связываться с «сомнительным» поставщиком или исполнителем.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


В отчётный период особенно ценишь всё, что помогает не тратить лишние 20 минут на каждый внезапный вопрос 💯

Нашего ИИ-главбуха можно держать под рукой как ещё одного рабочего помощника:

- спросить по налогам или учёту;
- отправить требование ФНС, документ, скриншот;
- проверить контрагента;
- или просто быстро разобраться, куда смотреть дальше...

Пишите ему прямо в личку Мах 👇

→ max.ru/id245015731081_bot?start=nb0610


💸 Штрафы за налоговые и бухгалтерские дела вырастут в среднем втрое

Продолжаем более глубоко изучать параметры налоговой реформы по законопроекту № 617-9. Еще одна «фишка» - повышение почти всех «фиксированных» штрафов по НК РФ примерно в 3 раза (а некоторые вырастут в 14 раз).

Отметим, что штрафы, зависящие от суммы налога (взноса), установленные в процентах, останутся прежними: 20% «не нарочно» и 40%, если докажут, что все-таки нарочно.

📍Сильнее всех «подорожают» свидетели

Неявка или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного свидетелем по делу о налоговом правонарушении, будет «стоить» 14 000 рублей. Напомним, сейчас платят 1 000 рублей.

В этой связи напомним про уже рассмотренную нами новацию – если свидетель одновременно продавец на маркетплейсе, то ему и торговлю заблокируют за такую неявку.

Отказ свидетеля от дачи показаний либо заведомо ложные показания обойдутся в 42 000 рублей. Для сравнения, сейчас за такое штрафуют максимум на 3 000 рублей.

📍«Тихое» предпринимательство тоже вырастет в цене

Работа без постановки на учет в налоговом органе (организация или ИП) - минимальный штраф вырастет с 40 000 до 121 000 рублей.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговой - с 10 000 до 30 000 рублей.

Появится новый штраф, тоже на 121 000 рублей, за непредставление российской организацией сообщения о создании обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств).

📍Опоздание с отчетностью и документами тоже не оставят без внимания

Нарушение электронного порядка подачи декларации (расчета) обойдется в 560 рублей вместо 200 рублей.

Непредставление документов и сведений – аналогично, 560 рублей вместо 200.

Несвоевременная сдача 6-НДФЛ – вместо 1 000 рублей станет 1 850.

Отказ представить документы по запросу налоговой или подача недостоверных сведений обойдется нарушителю-юрлицу или ИП в 25 000 рублей (сейчас 10 000 рублей) и нарушителю-«физику» в 2 500 рублей (сейчас 1000).

Документы налогового агента с недостоверными сведениями «подорожают» до 900 рублей (сейчас 500).

Также увеличивают штрафы для иностранных компаний, для КИК и т.д. Если кому-то это нужно – просим дать знать в комментариях.

📍Специально для бухгалтеров

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения оценят в 28 000 рублей вместо нынешних 10 000 рублей, если нарушение «разовое».

Если нарушение длится более одного налогового периода — придется раскошелиться уже на 83 000 рублей (сейчас 30 000).

Если нарушение привело к занижению налоговой базы (базы по взносам) — по-прежнему 20% недоимки, но минимум вырастет с 40 000 до 111 000 руб.

📍И вишенки на тортике

За нарушение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом под арестом или обеспечительными мерами взыщут 83 000 рублей вместо 30 000 рублей.

Эксперт, переводчик или специалист за отказ от участия в проверке (налоговой) заплатит 7000 рублей вместо 500. А если заключение выдаст, но заведомо ложное – оштрафуют на 14 000 рублей (сейчас штрафуют на 5000 рублей).

Непредставление пояснений и сведений вне рамок налогового контроля обойдется в 14 000 рублей вместо 5 000 рублей, а при повторном нарушении – в 56 000 рублей вместо 20 000 рублей.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


🧾 Наличие ПВЗ может изменить налогообложение всего объекта недвижимости

Законопроект № 6179, уже ставший «печально известным» и получивший название «Налоговая реформа 2027», внесенный в Госдуму в составе бюджетного пакета, кроме «закручивания гаек» на самих маркетплейсах, предлагает скорректировать нормы статьи 378.1 НК РФ — в них появятся ПВЗ.

📍К чему приведет такое дополнение в НК РФ

Помещения ПВЗ будут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости вместо расчета по среднегодовой стоимости.

⚠️ Само наличие ПВЗ в здании повысит риск того, что все здание признают торговым, административно-деловым или одновременно и тем, и другим — и тогда налог по кадастровой стоимости будет применяться уже ко всему объекту целиком.

📍Как сейчас определяют статус здания и что изменится

Сейчас здание относят к торговому центру (комплексу), если выполняются два условия:

▪️ земельный участок имеет вид разрешенного использования, предусматривающий размещение торговых объектов, общепита или бытового обслуживания. В этот перечень ПВЗ законопроектом не включают.
▪️ назначение или фактическое использование здания соответствует торговым, общественным или бытовым целям. Здание считают предназначенным для таких целей, если помещения общей площадью не менее 20 % от всей площади здания по назначению, разрешенному использованию или наименованию подходят под эти категории. Фактическое использование тоже учитывают при пороге от 20% площади.

Законопроект добавляет ПВЗ в критерий по назначению и фактическому использованию.

То есть площадь помещений под ПВЗ будут учитывать при расчете доли в 20%, из-за чего здание могут признать торговым или административно-деловым центром. Аналогичный подход применят и к случаям, когда здание одновременно относится и к административно-деловому, и к торговому сегменту.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


Репост из: 1С для бухгалтера
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Max
Порядок включения расходов на покупку материалов при УСН

♥️ 1С для бухгалтера


🧾 ФНС на примерах разъяснила, как зачитывается оплата патента на другом спецрежиме при утрате права на ПСН

Налоговая служба выпустила письмо от 28.09.2026 № СД-36-3/8565@, в котором рассказала, что будет с оплаченной стоимостью патента, если ИП потерял право на ПСН.

Когда ИП считается утратившим право на патент

По статье 346.45 Налогового кодекса РФ ИП автоматически теряет право на ПСН с начала налогового периода, в котором ему был выдан патент, если возникло любое из оснований, перечисленных в пункте 6 этой статьи (превышение лимита выручки для ПСН, деятельность, не разрешенная на патенте и т.д.). В таком случае он переходит на общий режим — ОСНО, УСН или ЕСХН.

Как учитывается уплаченный налог при ПСН

Сумма НДФЛ либо единого налога по УСН или ЕСХН за налоговый период, в котором право на ПСН было утрачено, уменьшается на величину налога, уже уплаченного в связи с патентом. При этом работает два правила:

▪️ если срок уплаты налога по ПСН наступил до момента утраты права, такие суммы не возвращаются и не зачитываются, но идут в уменьшение налога по другому режиму (ОСНО, УСН или ЕСХН);
▪️ если срок уплаты приходится на дату после утраты права, начисления по патенту аннулируются.

Пример 1

ИП получил патент на период с 01.01.2026 по 31.12.2026 и одновременно с 1 января применяет УСН. Налог по патенту составил 90 000 рублей:

▪️ срок уплаты 01.04.2026 — 30 000 рублей;
▪️ срок уплаты 28.12.2026 — 60 000 рублей.

Из них 20 000 рублей зачтены в счет уплаты патентного налога со сроком 01.04.2026. Заявление об утрате права на ПСН предприниматель подал 10.07.2026, а само обстоятельство наступило 01.07.2026.

Тогда: налоговый орган аннулирует начисления по сроку 01.04.2026 на 10 000 рублей и по сроку 28.12.2026 на 60 000 рублей. А вот 20 000 рублей, зачт_е_нные со сроком уплаты 01.04.2026, аннулировать нельзя — как и вернуть их на сч_е_т. Но эти деньги можно использовать для уменьшения налога, начисленного по УСН. ⚠️

Пример 2

ИП получил патент со сроком действия с 01.01.2026 по 30.06.2026. Налог по патенту составил 30 000 рублей:

▪️ срок уплаты 01.04.2026 — 10 000 рублей;
▪️ срок уплаты 30.06.2026 — 20 000 рублей.

Заявление об утрате права на ПСН подано 31.03.2026, обстоятельство для утраты наступило 20.03.2026.

Поскольку оба оставшихся срока уплаты (01.04.2026 и 30.06.2026) приходятся на дату после утраты права, инспекция аннулирует начисления в полном объеме: 10 000 рублей и 20 000 рублей.

То есть, все, что уплачено по патенту до потери права, не пропадает — эти суммы уменьшат налог на другом режиме. А начисления со сроками после даты утраты права снимаются автоматически.

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху


💼 Минфин выплатил зарплату в цифровых рублях своим сотрудникам

Чиновники неожиданно начали с себя. Как отрапортовал Минфин, некоторые его сотрудники в начале октября 2026 году получили зарплату в цифровых рублях. Для этого они заранее открыли себе кошельки на платформе Банка России.

С интересом наблюдаем, что будет дальше и напоминаем – с 1 сентября начался первый этап массового внедрения цифровых рублей в деловую и хозяйственную жизнь в РФ. Крупные банки и торговые организации с оборотом свыше 120 млн рублей должны обеспечивать возможности для расчетов цифровыми рублями для любого желающего. 🚨

А вы уже сталкивались с цифровыми рублями в своей работе? Дайте знать комментариями и лайками к посту

🥇 Нетипичный бухгалтер
🧠 Задать вопрос ИИ-главбуху

7.8k 10 75
Показано 20 последних публикаций.